Минздрав Якутии:  с отравлением госпитализированы 20 воспитанников интерната
6 сентября 2013

Юрий Авдеев: «Медведев с развитием Дальнего Востока останется не у дел»

Премьер Дмитрий Медведев сообщил о создании правительственной комиссии по развитию Дальневосточного федокруга по аналогии с моделью, реализованной в Северо-Кавказском федокруге. Премьер заявил, что сам возглавит новую структуру. Директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов Юрий Авдеев считает, что инициатива Медведева говорит о несогласованности действий высшего руководства страны и новая комиссия не справится с задачей из-за отсутствия государственной концепции развития восточных территорий.

«Скажите, какой из проектов, который начинался под эгидой нынешнего премьер-министра, был реализован? Можете вы назвать такой проект? Возьмите Сколково, возьмите инициативы с алкогольными промилле, с часовыми поясами и многое другое. Напридумывать можно много чего… Поэтому я этот вопрос несколько иначе интерпретирую. Если говорить серьезно, в этом сообщении ровным счетом ничего нового нет. Идея - создать еще одну структуру из тех же людей, которые и по статусу, и по зарплате должны были заниматься развитием региона, теперь они сядут во главе с премьером и будут делать то же самое, что делали до сих пор.

Я не готов разбираться во всех этих «византийских играх», которые идут в Кремле, в Белом доме. Может быть, это усиление какое-то, помощь новому полпреду. Либо это в пику президенту премьер пытается заявить себя, что «мы тоже можем кое-что». Я не думаю, что это на пользу. Это просто еще раз говорит о том, что сегодня в этих структурах нет согласованных действий. И нет четкого понимания того, что нужно делать.

Взять даже все те претензии, которые предъявлялись Ишаеву. Сначала нагрузили его как минимум двумя такими ответственными и разными полномочиями – полпред и министр. И плюс где-то там маячила на горизонте идея создания корпорации (по развитию Дальнего Востока). Действия Ишаева поэтому были «действиями отчаяния». Потому что ему надо было за это время создать министерство, набрать кадры… Но вся беда заключалась в том, что по существу не было точно определенной восточной политики России!

До сих пор мы можем догадываться о ее существовании только по косвенным признакам. Все, что связано с нашей европейской политикой, сегодня потихоньку сворачивается. Или имеет малый положительный эффект. Сегодня совершенно очевидно: в Москве все чаще и чаще задумываются над тем, что нужно ориентироваться на Восток. Идея проведения форума АТЭС была первым серьезным шагом в этом направлении. Дальше пошло кадровое обеспечение. И Миклушевский, и Иванец, и теперь Трутнев — это шаги в направлении усиления теми кадрами, которые есть под рукой в Москве.

Я понимаю так, что в этом и заключается пока суть восточной политики. Но те огрехи, которые всплыли в результате создания всего инфраструктурного комплекса на Дальнем Востоке, в частности во Владивостоке, показали, насколько все было неясно. Именно это не позволило ввести в нужные сроки объекты (для форума АТЭС).

Смысл восточной политики должен быть вот в чем. Когда Медведев говорит о создании комиссии, подобной той, которая есть на Северном Кавказе, это еще раз подчеркивает отсутствие понимания того, что нужно делать на Востоке: «Вот, давайте, сделаем так, как мы сделали на Кавказе!» На самом деле смысл заключается совсем в другом – сегодня центр всех политических, экономических, экологических и социальных событий перемещается в Азию. И нам надо делать не так, как на Кавказе. Нам надо делать это так, как сегодня складывается в Азии.

Хорошо было бы, если б из уст премьер-министра сначала прозвучало: «Мы сами разработали концепцию». Так же как в отношении Академии наук – втихушку, где-то там в подполье была разработана концепция, как усмирить академию, и было выдано уже в качестве законопроекта. Если бы Медведев выдвинул вот такую же концепцию развития Дальнего Востока и сказал: вот есть концепция и под нее создаем такую структуру. Тогда было бы понятно.

А сейчас речь идет о том, что создаем «такую же структуру, как на Кавказе». И что? политика тут совершенно иная! Речь идет не о региональной политике, это политика государственная! И здесь делать «как на Кавказе» - это выказать непонимание того, о чем идет речь. Если бы он сказал, что создает комиссию для того, чтобы, во-первых, изменить миграционные тенденции, чтобы здесь шла не убыль населения, а мы обеспечим здесь через пять лет приток населения, и он составит порядка 7-7,5 млн человек. Вот тогда было бы понятно – давайте, мы проверим через пять лет.

Дальше! Он мог сказать: «Мы готовы сделать все, чтобы наладить здесь инвестиционный климат, снизить налоги до минимума, особенно для малого и среднего бизнеса. Обеспечить кредитами, обеспечить по тем минимальным ставкам, которые только возможны. Сделать вообще новую модель инвестиционного климата для региона». Люди сами тогда сюда поехали бы.

Дальше! Все, что связано с транспортными тарифами, электроэнергией и так далее… Почему мы сегодня продаем электроэнергию в Китай по бросовым ценам, а здесь народ не может организовать бизнес из-за тарифов?

Есть еще очень серьезная проблема с контролирующими органами – и федеральными, и региональными. Они сегодня реально препятствуют развитию бизнеса! Если б комиссия решила этот вопрос: за любой случай препятствования снимать голову чиновника, который препятствует развитию этого бизнеса!

Если речь идет о дальневосточной политике, нам надо бы, во-первых, определиться в тех отраслях и сферах, которыми мы занимаемся. Где нас еще признают в качестве передовых. Сегодня в этой части региона десять космодромов. Почему бы нам не предложить тому же форуму АТЭС или собрать экономическое сообщество АТР и предложить единую программу развития космической отрасли со специализацией каждой из этих космодромов на отдельных сферах? Кто-то мог бы заняться спутниками связи, кто-то — погодой…

Второе – все, что связано с освоением Мирового океана. К сожалению, мы сегодня оттуда ушли. И в восточной политике это могло бы быть приоритетом номер один.

Что Путин ответил на информацию Миклушевского о том, что 700 миллионов долларов китайских денег привлекаем на игорную зону? «Лучше бы промышленностью занимались!» А скажите: какой промышленностью мы сегодня занимаемся? Каких специалистов мы сейчас готовим для того же судостроения?

Еще одна сфера, которая могла бы быть приоритетной. Как ни странно – наша культура. Нам не хватает своей же российской культуры. Мы могли бы притащить сюда и Эрмитаж, и Третьяковку, вот это бы и привлекло туристов. Медведеву хорошо было бы выступить не с точки зрения создания еще одной правительственной комиссии, а что готовит изменения в Конституцию РФ в части федерального устройства. Что, например, Владивосток с 2015 года становится самостоятельным субъектом Федерации, и он становится восточной столицей России. Тут понятно было бы все. И для этого нужна комиссия. Все остальное потянулось бы за этим.

Я ровным счетом жду только одного: еще пройдет два-три месяца и Медведев со своей комиссией останутся не у дел. По одной простой причине – он не сможет обеспечить выполнение майских указов президента. Обещание Медведева, мягко говоря, легковесное. Как, помните, было: «А давайте создавать оффшорную зону! А давайте, мы сделаем ее на Курильских островах!» Было такое заявление. Новая идея стоит примерно в том же ряду. Поэтому ожидать каких-то серьезных действий, я думаю, не приходится.

Не может быть отдельная стратегия для отдельного солдата, для отдельного региона. Должна быть общая стратегия, и в нее встраиваются субъекты Федерации. И под нее встраивается каждый отдельный бизнес».

Версия для печати
Приморский край
эксперт

Директор Азиатско-Тихоокеанского института миграционных процессов