30 апреля 2013 | Архив

Правительство Медведева работает, пока исполняются майские указы Путина

По мнению ряда экспертов, слухи о скорой отставке правительства Дмитрия Медведева запущены политическими противниками действующего премьера и связаны с борьбой внутри российской элиты за материальные и административные ресурсы. Однако не меньшее значение имеют системные экономические проблемы, в том числе в регионах, последствия которых в ближайшее время должны проявиться в российской политике. От того, как они будут решены, напрямую зависит продолжительность работы действующего правительства.

Попавшая в СМИ запись выступления Владимира Путина в закрытой части заседания Госсовета 17 апреля в Элисте спровоцировала очередную волну слухов о возможной отставке правительства Дмитрия Медведева. Не остановило распространение этих слухов и опровержение, сделанное пресс-секретарем президента Дмитрием Песковым. В частности, Песков заявил, что критические высказывания президента не относились к правительству, а были направлены в адрес губернаторов. Тем не менее, ожидания громкой отставки не исчезли, а, напротив, в преддверии прямой линии с президентом лишь усиливались. Однако в ходе общения с россиянами в прямом эфире 25 апреля Путин заявил, что «кадровая чехарда» принесет «больше вреда, чем пользы». Из этого следует, что, по крайней мере, в ближайшее время, отставки правительства ожидать не стоит.

Но почему перспектива отставки кабинета министров, не проработавшего еще и года и возглавляемого лидером партии власти, стала предметом активного обсуждения? Некоторые эксперты считают, что причиной этому послужило стремление команды Владимира Путина отвести накопившееся раздражение населения от Кремля и направить его на правительство.

Еще одной целью, которую преследует Кремль, прямо или косвенно критикуя правительство, является ослабление несистемной оппозиции путем присвоения антикоррупционной риторики. Скорее всего, именно с этой целью был дан ход громким расследованиям хищений бюджетных средств в «Оборонсервисе» и «Росагролизинге». В качестве свидетелей в уголовных делах фигурируют экс-министр обороны Анатолий Сердюков и экс-глава Минсельхоза Елена Скрынник. Теми же причинами можно объяснить критику в адрес министра образования Дмитрия Ливанова и ряд других высокопоставленных чиновников.

Однако только стремлением Кремля превратить правительство в громоотвод, притягивающий на себя все недовольство общества властью, объяснить этот натиск нельзя. Другим фактором, влияющим на ситуацию, являются внутриэлитные «разборки». Причиной для них служит конфликт интересов различных кланов российской элиты по поводу программы «большой приватизации», в ходе которой в частные руки должна быть продана значительная часть активов российских госкорпораций. Эта программа была анонсирована правительством Медведева, а ее целью является пополнение бюджета и увеличение эффективности управления компаниями. Среди активов, которые должны быть проданы к 2016г. - акции крупнейших предприятий: «Роснефти», Сбербанка, «Роснано», ВТБ и др.

Среди российской элиты есть и те, кто не заинтересован в проводимой правительством либеральной экономической политике. В первую очередь речь идет о тех лицах, чьи интересы напрямую связаны с государственным сектором экономики. Эта часть элиты отстаивает точку зрения, в соответствии с которой необходимым является не только сохранение уже существующего госсектора экономики, но и его расширение за счет частичной национализации нефтяной промышленности. Именно отсюда поступают предложения об отставке правительства Медведева и отказе от либеральной экономической политики, альтернативой которой должен стать курс на увеличение роли государства в управлении экономическими процессами. При этом называется даже возможный приемник Медведева, который должен будет реализовывать альтернативную «госкапиталистическую» модель российской экономики – советник президента Сергей Глазьев.

Однако, судя по высказываниям Путина, сделанным на экономическом совещании в Сочи 22 апреля, становится понятным, что отказываться от либеральной модели управления экономикой президент не собирается, а слухи о возможном назначении Глазьева на пост премьер-министра являются очередной страшилкой, призванной запугать команду действующего премьера и спровоцировать ее на ошибки.

Ожидать отставки правительства в скором времени не стоит еще и потому, что у премьера до настоящего времени сохраняются достаточно мощные политические ресурсы, позволяющие ему эффективно отражать нападки своих противников. Кроме того, тональность заявлений, сделанных им в ходе недавно состоявшегося отчета о проделанной правительством работе за год перед депутатами Госдумы, по мнению экспертов, также свидетельствует о планах Медведева продолжить работу в рамках действующего кабинета. Его желание сохранить за собой пост премьер-министра до 2018 г. вполне объяснимо, ведь в случае, если рейтинг Путина не позволит ему баллотироваться на второй срок, то именно премьер-министр станет наиболее вероятным преемником действующего главы государства.

И все-таки сохраняется интрига относительно того, насколько долго сможет продолжать работу правительство, исполняющее роль мишени для критики действующей власти. Точного ответа на этот вопрос нет. Понятно, что Путин не станет жертвовать правительством Медведева до тех пор, пока для этого не появятся действительно веские основания. Наиболее вероятной причиной жесткого кадрового решения президента может стать подъем очередной волны протестных настроений в российском обществе.

Новый всплеск протеста может быть обусловлен разочарованием общества во власти - это произойдет, если власти не удастся выполнить социальные обязательства, которые она на себя возложила для того, чтобы сбить тот накал недовольства, пик которого пришелся на конец 2011 – начало 2012 гг. Если события вновь будут развиваться подобным образом, то наиболее вероятным решением президента станет отставка правительства, на которое будет переложена ответственность за срыв выполнения обязательств власти.

При этом ясно, что выполнить майские указы Путина будет очень не просто. Уже сейчас прежние заявления президента о необходимости увеличения темпов роста российской экономики до 5% в год выглядят не реалистично. Судя по высказываниям, недавно сделанным главами Минфина и Минэкономразвития, похоже, что и они не верят в возможность обеспечения такого роста экономики.

Не лучше обстоят дела и в российских регионах. Еще в марте был опубликован доклад Независимого института социальной политики, посвященный состоянию экономики регионов страны. Выводы, к которым пришли эксперты, неутешительны: уже сегодня социальные выплаты составляют порядка 60% бюджета в большинстве субъектов. Эта ситуация оценивается экспертами как критическая. Она сложилась потому, что, вопреки действующему законодательству, федеральная власть спускает на уровень региональных бюджетов все новые социальные обязательства, не обеспечивая эту социальную нагрузку соответствующим финансированием. Последствия такого популистского курса могут быть разрушительными, поскольку такой уровень социальной нагрузки бюджета не только не позволяет регионам выполнять другие важные обещания, которые давались властью населению страны, но и поддерживать бюджетную стабильность, что, в свою очередь, приводит к постоянному росту дефицита региональных бюджетов.

Все это вкупе с конкуренцией, существующей между различными кланами российской элиты, делает долгосрочные перспективы правительства Медведева весьма неопределенными.

Дмитрий Попытаев 

Версия для печати