Дмитрий Песков:  президент уже на протяжении ряда лет окунается в прорубь
25 сентября 2013

Чего ждать четырем Россиям

Экономист Наталья Зубаревич в своей статье, опубликованной в «Ведомостях», утверждает, что изменения политической ситуации с декабря 2011г. и особенно последние выборы в регионах еще раз показали, что Россия — разная.

«Региональные различия велики, но чаще всего не они являются главными. Разная скорость социальной модернизации точнее объясняется центро-периферийной моделью. Все население страны можно разделить на три примерно равные части — около трети россиян в каждой. Это центры — более модернизированное население крупнейших городов (если брать только миллионники, то в них живет 22% населения страны), полупериферия — жители менее крупных и средних городов, где преобладают советские ценности, и периферия — традиционалистское и пассивное население малых городов и сел. Границы между тремя Россиями размыты, так как скорость модернизации зависит не только от численности населения, но различия явные. Центро-периферийная модель хуже применима для слаборазвитых республик, в которых живет 6% населения страны, — в этой четвертой России своя специфика.

Деление на четыре России очень устойчиво, так как основано на долговременных факторах. Медленно меняются и пропорции. Но есть более краткосрочные факторы и тенденции развития, которые будут влиять на ситуацию в ближайшие годы. Их можно разделить на общероссийские и региональные.

Развитие страны: проекция на четыре России

Во-первых, это сокращение в текущем десятилетии численности молодежи почти наполовину из-за спада рождаемости в 1990-х гг. Произойдет сужение базы протеста, в котором активнее участвуют молодые. Устойчивые миграции молодежи в крупнейшие агломерации и региональные центры смягчат влияние этого фактора в России-1, но постарение России-2 и России-3 ускорится.

Во-вторых, налицо экономическая стагнация. В первом полугодии 2013г. промышленное производство сократилось более чем в трети регионов, инвестиции — в половине. В макрорегиональном разрезе лучше ситуация в Южном федеральном округе, хуже всего — на Северо-Западе и в Сибири. На Дальнем Востоке закончились «большие проекты», инвестиции сократились на 20%. Экономические трудности и спад инвестиций сильнее всего влияют на промышленные города России-2, напряженность в них будет расти.

В-третьих, рушится стабильность бюджетов регионов. Их доходы в первой половине 2013г. сократились из-за падения на 20% налога на прибыль и снижения на 15% трансфертов из федерального бюджета, а расходы выросли на 5% — необходимо выполнять обещания президента по повышению зарплаты бюджетникам. В двух третях регионов бюджеты дефицитны, совокупный объем долга субъектов РФ и муниципалитетов превысил 25% их собственных (налоговых и неналоговых) доходов. Регионы сокращают инвестиционные расходы, но этого недостаточно.

В-четвертых, ускоряется сокращение занятости в бюджетной сфере, наиболее болезненное для периферийной России-3 и многих городов-райцентров России-2. В них выше всего доля бюджетников среди занятых, а найти другую работу сложно.

В-пятых, в России более 50 млн пользователей интернета, быстро растет их число в менее крупных городах. Альтернативное информационное пространство все шире охватывает Россию-2.

Но общероссийские тенденции — только фон, многое зависит от ситуации в регионах и городах.

Региональные факторы

Федеральные, региональные и местные выборы 2012г. еще раз показали, какие факторы влияют на трансформацию политического пространства. Начнем с очевидных. Это появление яркого лидера оппозиции, способного привлечь и мобилизовать электорат с разными политическими предпочтениями. Фактор наименее предсказуемый: в Москве и Екатеринбурге такие лидеры есть, а в Санкт-Петербурге и других миллионниках - почему-то нет. Больше шансов на изменения в тех регионах и городах, где сформировались сильные конкурирующие элитные группы, обладающие экономическими ресурсами и влиянием. Их борьба воссоздает политическое поле и формирует новых лидеров. Не менее важно качество региональной и городской власти: плохие и непопулярные губернаторы и мэры усиливают протестные настроения. Плохих много — следствием назначений губернаторов и управляемых выборов мэров городов стало снижение качества власти в регионах, что обязательно аукнется на будущих выборах.

Мобилизации электората на региональных и местных выборах способствует сильная региональная идентичность, в России она лучше выражена на Урале и в Сибири, в некоторых регионах Дальнего Востока. Добавим еще идентичность макрорегиональной столицы (Урала, Сибири и др.), наиболее сильно выраженную в Екатеринбурге и Новосибирске и более слабую в других макрорегиональных центрах.

Есть и объективные факторы. Усиливает протестные настроения повышенная доля образованного населения: не только Москва, но и все подмосковные наукограды дали Путину на президентских выборах менее половины голосов. Есть и географические факторы, их несколько. Более протестно настроено население крупных городов-центров в зонах активных контактов с внешним миром: Путин получил меньше половины голосов в Калининграде, Владивостоке, Южно-Сахалинске. Тем, кто включен в процессы глобализации, кто более мобилен и видел мир, труднее «впаривать». Историко-географический фактор — более давняя урбанизация и индустриализация региона, но как протестный политический фактор он работает далеко не везде, можно выделить только Ярославль и Екатеринбург. На другом полюсе — более аграрный юг, ориентированный на поддержку стабильности и существующей власти. Сочетание этих факторов формирует политическую ситуацию в регионах.

Чего ждать и что делать?

В крупнейших городах России-1 политические изменения возможны только при сложении нескольких региональных факторов, пример Екатеринбурга тому подтверждение. Но во всех крупнейших городах, хотя и с разной скоростью, растет самоорганизация «снизу», поскольку в них концентрируется модернизированный человеческий капитал. В промышленных городах России-2 усиливается напряженность, особенно на Северном Урале (города UC Rusal) и на Северо-Западе. Но краткосрочные взрывы-бунты не так опасны для власти из-за низкого потенциала самоорганизации населения промышленных городов. Пока таких взрывов немного, их гасят деньгами, а масштабных протестов во всей России-2 вряд ли стоит ожидать. В непромышленных средних городах-райцентрах сокращение бюджетной занятости усилит трудовую миграцию, этот способ адаптации население использует давно, и он снижает напряженность. В России-3 все будет тихо, как на кладбище, за исключением вспышек локальных конфликтов в местах концентрации мигрантов из республик Северного Кавказа. Город Пугачев — это диагноз для южных русских сел и небольших городов, но такие конфликты гасятся отработанными методами «кнута и пряника». В слаборазвитых республиках России-4 продолжается тяжелейший модернизационный переход от традиционного общества к модерну, с отступлениями назад, насилием, религиозными конфликтами. В чем-то похоже на то, что «русская» Россия переживала в начале ХХ в., на заре модернизации и урбанизации. Трудно прогнозировать, рванет ли на этот раз или нет, но напряженность растет.

Теперь о политике. Часто говорят, что власть направляет протест вниз — пусть выпускают пар на выборах мэров и, может быть, отдельных губернаторов. Но снобизм по отношению к провинции неконструктивен и просто глуп. России крайне необходима децентрализация, причем двухэтапная, с передачей ресурсов и полномочий в регионы, а затем — в муниципалитеты. От этого выигрывают в первую очередь крупные города, т. е. Россия-1. Бороться за децентрализацию нужно и сверху — на уровне федеральной власти, и снизу — на выборах глав регионов и городов. Издержки очень велики, децентрализация неизбежно приведет к росту территориального неравенства и мозаичности — от региональных ханств и княжеств до модернизирующихся крупных городов. Но есть явное преимущество — крупные города не разваливают, а модернизируют всю страну!»

Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики

Версия для печати
Главное
Эксперты: основная интрига выборов губернатора Владимирской области – одобрит Кремль кандидатуру Орловой или нет
Трех кандидатов для участия в выборах губернатора Владимирской области рассматривают в КПРФ. В ЛДПР также заявили, что примут участие в выборах главы региона. По мнению экспертов, среди местных оппозиционных политиков никто не сможет составить конкуренцию действующему губернатору Светлане Орловой, если она пойдет на новый срок. В то же время они не исключают конкуренцию за право стать кандидатом в губернаторы внутри «Единой России». Наблюдатели также говорят о возможности смены Орловой на нового врио губернатора. Среди потенциальных сменщиков называют сенатора Антона Белякова. Политолог Евгений Полковников считает, что губернаторское будущее Орловой на 80% зависит от итогов выборов президента России.
Эксперты: сохранить прямые выборы мэра в Екатеринбурге будет непросто
По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, главы городов, назначенные по конкурсу, работают эффективнее всенародно избранных мэров. При этом он добавил, что его позиция не должна отразиться на решении о форме проведения выборов мэров в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, где мэры избираются населением. Эксперты отмечают, что практика не показала большей эффективности сити-менеджеров по сравнению с избранными мэрами. Политолог Дмитрий Орлов заявил, что в реформе местного самоуправления есть как свои плюсы, так и минусы. Его коллега Сергей Мошкин считает, что у свердловской областной власти есть все политические возможности, условия и желание ликвидировать прямые выборы в Екатеринбурге, а в Нижнем Тагиле гарантом сохранения этого института остается всенародно избранный глава Сергей Носов.
«Белкомур» позволит заработать регионам более триллиона рублей
Значимость реализации проекта «Белкомур» для северных регионов России не вызывает сомнений у специалистов. Известные политологи, экономисты и транспортники утверждают, что железная дорога изменит экономику регионов арктического пояса, позволит привлечь миллиардные инвестиции и создать тысячи рабочих мест. На реализации этого проекта сейчас активно настаивает губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который при этом старается учесть интересы соседей – НАО и Мурманской области, заявляя «Белкомур» в качестве «общероссийского проекта». Большое значение «Белкомура» для развития экономики арктической зоны отмечает и председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. А гендиректор «Белкомура» Владимир Щёлоков обратил внимание на исследования проекта экспертами, которые единогласно говорят о скорой окупаемости «Белкомура». Политолог Григорий Добромелов отмечает, что архангельский губернатор делает акцент на общероссийском значении «Белкомура»: «Орлов старается максимально привлечь внимание и максимально воспользоваться собственным ресурсом для того, чтобы этот проект, в конце концов, был реализован».