Реверанс в сторону этноцентристов: эксперты объясняют исламскую риторику Хабирова
Новый глава Башкирии Радий Хабиров в очередной раз обозначил роль республики как «исторического и современного центра российского ислама». По мнению экспертов, Хабиров отчасти продолжает политику первого президента республики Муртазы Рахимова, в то же время его притязания вполне объяснимы, ведь по всем формальным признакам столицей ислама в России была и остается Уфа.
Глава Башкирии Радий Хабиров вновь напомнил о важной роли, которую республика играет в развитии ислама в России. Накануне в Уфе открылась международная конференция «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXIв.», приветствуя участников которой, Хабиров заявил: «Сегодня Башкортостан – признанный исторический и современный центр российского ислама».
Напомним, ранее с такой же риторикой Хабиров выступил на международном дискуссионном форуме «Валдай», там, рассуждая о мирном сосуществовании на территории республики разных религий, он напомнил: «Наверное, для кого-то это парадокс или новая информация, но центр современного российского ислама находится в Уфе. И сделала его там Екатерина II. Мы, башкиры, называли ее «әбей батша» («бабушка-царица») и относились к императрице с очень глубоким уважением. А она, понимая верность и умение башкир ладить в большом совместном государстве, приняла такое решение. И с тех пор историю с центром российского ислама мы бережем».
Комментируя заявления Хабирова, доктор политических наук Станислав Шкель высказал мнение, что глава Башкирии меняет траекторию, заложенную его предшественником Рустэмом Хамитовым, и возвращается к идеям первого президента Башкирии Муртазы Рахимова. «При Хамитове этническая повестка не артикулировалась ярко. Наоборот, его политика была направлена даже на выравнивание этнического баланса, в то время как при Рахимове наблюдался перекос в сторону башкирского этноса. Хамитов изменил эту траекторию, чем вызвал недовольство среди башкирских элит, а Хабиров в свою очередь совершил риторический разворот. Он вообще очень много всяких реверансов делает в сторону башкирской культуры, и этноцентристы, которые были недовольны при Хамитове, получили сегодня компенсацию в рамках политики Хабирова. И его исламская риторика находится в рамках этой же логики», – поделился своим мнением эксперт.
Политобозреватель издания «Правда ПФО» Андрей Иванов обратил внимание, что в общероссийской повестке Уфа «слишком редко упоминается как центр российского ислама». Напомнить об этом и добиться общественного признания этого статуса за столицей Башкирии – это одна из задач, которую ставит перед собой новый глава республики, считает эксперт. «И это тот случай, когда делать для этого ничего не надо, нужно просто правильно об этом говорить. Раньше об этом так не говорили и не акцентировали на этом внимание. Сейчас про это говорят, и говорят справедливо. Здесь действительно очень большое мусульманское население, здесь находится резиденция верховного муфтия России Талгата Таджуддина. Еще больше значимость Уфы как столицы ислама в России укрепит появление мечети «Ар-Рахим», которая будет одной из крупнейших в России», – сказал собеседник «Клуба Регионов».
С другой стороны, подобная риторика Хабирова – это еще одно проявление соперничества с Татарией, которое, по словам Иванова, является «становым хребтом политической, экономической и общественной повестки в Башкирии». При этом немаловажно, что именно Татария ставила под сомнение духовный статус Уфы, напомнил Шкель. Но, поскольку по всем формальным признакам Уфа соответствует статусу исламского центра, подчеркивание этого преимущества Башкирии перед Татарией со стороны Хабирова выглядит вполне логичным, считают эксперты.