Максим Шевченко: главы регионов обязаны решать религиозные вопросы
Президент Бурятии Вячеслав Наговицын обратился к патриарху Кириллу с просьбой создать в республике православную епархию. Сейчас Бурятия входит в Читинско-Забайкальскую епархию с кафедрой в Чите. Эксперты отмечают, что для Наговицына «собственная» епархия – это еще один атрибут, повышающий значимость территории.
Правительство Бурятии, главой которого является президент Вячеслав Наговицын, подготовило письмо на имя Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с предложением о создании в республике собственной православной епархии – об этом сообщает республиканское издание «Информ Полис». Кроме того, по данным еженедельника, по решению Вячеслава Наговицына аналогичное письмо направлено в Читинско-Забайкальскую епархию, к которой относится территория Бурятии, – для того чтобы свою визу поставил владыка Евстафий. Как сообщил сегодня «Клубу Регионов» помощник епископа Читинского и Забайкальского Евстафия Денис Вдовкин, письмо из Бурятии получено, но пока владыка не афиширует свое мнение, т.к. намерен встретиться с патриархом Кириллом и обсудить ситуацию с ним. «Как скажет владыка, так и будет», – подчеркнул Денис Вдовкин.
Инициативу президента Бурятии о создании отдельной епархии поддержал член комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным отношениям и свободе совести Максим Шевченко. В интервью «Клубу Регионов» он отметил, что главы регионов «не просто должны, а обязаны» решать и религиозные вопросы. «И вообще малочисленность русских епархий, их огромные размеры – это проблема, на которую обращали внимание еще Ключевский, Федотов и т.д. Это одна из проблем развития страны. Чем больше будет епархий в стране, чем больше они будут совпадать с естественными территориями, границами проживания народов, другими регионами, тем лучше будет развиваться социально-общественное пространство нашей страны, связанное с православной церковью. Поэтому я полностью поддерживаю эту идею. Более того, я считаю, что количество епархий должно увеличиться еще потому, что епископы порой летают за тысячи километров по России: знаете, очень трудно окормлять иногда епархии, тем более в Сибири», – подчеркивает Максим Шевченко.
Эксперты в самой Бурятии считают одной из причин, побудившей инициативу Вячеслава Наговицына по разделению епархий, усилившееся влияние протестантской церкви. Политолог Николай Будуев рассказал нам: «Если в воскресенье пойти в православную церковь и какую-нибудь протестантскую, то будет очевидно, что народу больше в протестантской церкви, и там больше молодых, и очень много богатых людей. Такой стереотип появляется – хочешь быть богатым, будь протестантом».
Кроме того, по мнению Николая Будуева, решение президента Бурятии объясняется стремлением каждого руководителя региона иметь «свои атрибуты: условно говоря, это красивая площадь, свой аэропорт, своя епархия, наличие которой также придает значимость территории».
Бурятия, подчеркивает наш эксперт, традиционно считается религиозной республикой, но при этом «к религии отношение во многом прагматичное. Когда у человека случается проблема, он идет в дацан, к шаманам, знахарям, колдунам – лишь бы помогло. Это и буряты делают, и русские. Важна не столько высокая одухотворенность, сколько результат: помолились за нас, получилось все – нормально, довольны. Ни один бизнес-проект не начинается без того, чтобы люди не сходили в церковь, дацан или еще куда-то, не посоветовавшись с ламами и шаманами».