Руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем
Пётр Кирьян: Правительство Хасикова не уверено в необходимости порта Лагань, поэтому не может грамотно донести проект до федцентра
Экспертно-аналитический центр «Юг» /Калмыкия/ Попытки властей Калмыкии реализовать проект порта Лагань предпринимаются на протяжении нескольких лет, но пока безрезультатно. По мнению политолога Петра Кирьяна, нынешний глава республики Бату Хасиков имеет все возможности построить этот объект силами иностранных инвесторов, достаточно только грамотно его спроектировать и убедить в этом Москву
«На этапе своего появления проект порта Лагань в Калмыкии презентовался как часть Нового шелкового пути и канала «Евразия». Но за пять лет оба этих транспортных коридора также претерпели изменения, и пока по ним не наблюдается эпичных результатов. Была попытка ввести порт в ФЦП «Юг России» – тоже безрезультатно. Значит, можно сделать вывод, что внутри России не было больших предпосылок к тому, чтобы педалировать развитие этого порта. А в самой Калмыкии реальных документов на проект никто не подписывал.
Верный признак, что подобный проект выйдет за рамки намерений между губернатором и инвестором, не факт объявления, а строительство прилегающей инфраструктуры. В России есть хороший пример – порт в Усть-Луге, на строительство и запуск в полную мощность которого потребовалось около 15 лет. Сочетание частных и государственных операторов – один из секретов успеха Усть-Луги.
В Калмыкии такой проработки пока нет, и это не вопрос Хасикова, а вопрос его правительства. Любой проект имеет какой-то обсчет: какие потоки, куда все добро поедет, где оно будет храниться и так далее. Потому что на тех ресурсах, которые там есть сейчас, международный порт не построить.
Каждый второй субъект РФ имеет в своем портфеле проект, который он не может воплотить собственными финансовыми силами. И каждый такой проект решается на стыке двух вещей: социально-экономический эффект и источники финансирования, а также модель работы. Причем по последнему пункту у портов есть особенность: в них должны быть операторы (как правило, частные структуры) и завязка на те или иные типы грузов. Когда регион приходит за деньгами на подобный проект, первый вопрос, который ему задают, «почему вы хотите этот проект реализовать?», а второй – «с кем вы будете там работать?». Думаю, что на какой-то из этих вопросов у администрации Хасикова ответа не было.
Да, Хасиков может зайти к президенту и показать ему презентацию. Но президент отправит его в профильные ведомства на проверку, и если по объекту работа с ними не проводилась, то все усилия главы региона при демонстрации проекта президенту останутся только демонстрациями. Секрет успеха здесь не громкое заявление, а грамотно спланированная модель объекта, которой заинтересуются все, кто принимает решение. С инвесторами та же самая история: они принципиально будут долго и тщательно оценивать проект в связке».
Подготовлено экспертно-аналитическим центром «Юг»