Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
17 марта 2014

Худилайнену предложили избавиться от позора

Главе Республики Карелия Александру Худилайнену предлагают ликвидировать региональное министерство юстиций. С данной инициативой выступил депутат республиканского парламента Александр Степанов, который предложил расформировать ведомство вслед за отставкой его руководителя. «Клуб Регионов» поинтересовался мнением экспертов о том, нужны ли в регионах такие министерства.

Депутат республиканского парламента Карелии Александр Степанов предложил главе республики Александру Худилайнену ликвидировать региональное министерство юстиции, мотивируя это в первую очередь слишком большими затратами на его содержание.

Комментируя «Клубу Регионов» свою инициативу, Степанов заявил, что в данном случае он озвучил не свое частное мнение, а консолидированную позицию большинства «политизированной общественности региона». «Фактически министерство юстиций Карелии было создано под конкретное лицо – Константина Этингофа. Однако деятельность этого человека на посту министра вызвала массу нареканий, и Этингоф стал самым скандальным министром в правительстве Худилайнена. Сейчас, когда министр как бы «по собственному желанию» оставил свой пост, пришло время поставить вопрос об обоснованности существования этого министерства», - говорит депутат.

«Клуб Регионов» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать, насколько необходимы регионам министерства, занимающиеся региональным законодательством.

По мнению доктора юридических наук, члена ОП Алексея Гришина, «министерство юстиций, так же как и МВД, ФСБ, министерство иностранных дел и т.п., должно оставаться прерогативой федеральной власти». Объясняя свою точку зрения, эксперт также добавил: «Те структуры, которые находятся в исключительной компетенции федерального центра, как раз и призваны подправлять региональное законодательство на предмет его соответствия федеральным законам».

С этим согласен и директор Института политики и государственного права Виталий Иванов, который уверен, что ликвидировать министерство нужно хотя бы для того, «чтобы не позориться»: «Есть традиция, согласно которой органы юстиции – это органы, которые занимаются организацией функционирования и взаимодействием с судебной властью. И если учесть, насколько «велика» роль регионов в функционировании судебной власти, то появление в них органов власти с названием министерство юстиций – это просто смешно. С тем же успехом в Карелии могли создать министерство обороны. Поэтому этот орган должен быть ликвидирован, просто чтобы не позориться».

В свою очередь, доктор юридических наук, главный редактор издательской группы «Юрист» Владислав Гриб не видит ничего плохого в том, что в некоторых регионах есть подобные министерства. «В регионах очень часто создают министерства юстиций, которые занимаются региональным законодательством и организационным обеспечением деятельности мировых судей. Но есть и регионы, где таких министерств нет. В этом случае данные функции исполняет государственно-правовое управление. Каждый регион выбирает свою модель сам. Но в последнее время региональных министерств юстиций становится все меньше. Это связано с тем, что их функционал гораздо меньший, чем у других органов исполнительной власти. Само ведомство называется красиво, но при планировании органов власти субъекта в первую очередь надо исходить из финансовой составляющей», - заключает эксперт.

Говоря о том, насколько важны для регионов ведомства, обслуживающие законотворческую деятельность органов власти, Иванов заметил, что, по сути, у таких ведомств «функция чисто техническая». «Основная масса законодательных актов, которые нужны регионам и которые они должны принять, уже давным-давно принята. В принципе федеральное законодательство оставляет регионам не так много полномочий. По большому счету региональное законотворчество сводится к двум вещам. Во-первых, адаптируют региональное законодательство в соответствии с федеральным. Во-вторых, конкретизируют то же самое федеральное законодательство. То есть пространства для самостоятельного правотворчества в регионах немного. И это хорошо, потому что если учитывать уровень кадров в большинстве регионов, то можно себе представить, что бы они там напринимали», - считает эксперт.

Добавим, что данное министерство в Карелии появилось на базе государственно-правового комитета и управления по обеспечению деятельности мировых судей после назначения Александра Худилайнена на пост главы республики в 2012г. 

Версия для печати
Главное