Активист-трезвенник:  в УрФО нужен сухой закон. Ведь мы нисколько не хуже Чечни. Ведь так?
17 октября 2014

Марий Эл вошла в число крупнейших регионов-должников

При этом республика продолжает наращивать объем внутренних заимствований

Республика Марий Эл, имея максимальные долговые проблемы, продолжает наращивать объем внутренних заимствований. В республике высокая долговая нагрузка сочетается с высокой долей кредитов банков. Кроме того, у Марий Эл самый внушительный долг среди регионов ПФО. Долгов могло бы быть значительно меньше, если бы глава Марий Эл Леонид Маркелов не тратил на свои личные цели миллиарды рублей, сообщает издание «7x7».

Согласно данным Независимого института социальной политики, Республика Марий Эл, наряду с Мордовией, Чукотским АО, Белгородской, Саратовской и Костромской областями, продолжает наращивать объем внутренних заимствований.

Сейчас, по словам директора региональной программы Независимого института социальной политики Натальи Зубаревич, почти в половине регионов долг превысил половину собственных доходов их бюджетов. «Произошло серьезное разбалансирование бюджетной системы значительного числа областей и республик. Это привело к долговому кризису. В 17 регионах сложилась наиболее сложная ситуация, связанная с продолжающейся практикой заимствования, несмотря на опасно высокие показатели долговой нагрузки. В списке регионов с максимальными долговыми проблемами фигурирует Марий Эл», – цитирует Зубаревич портал «7x7». 

Республика Марий Эл упоминается также и среди регионов, в которых высокая долговая нагрузка сочетается с высокой долей кредитов банков. У Марий Эл, по данным «РБК Пермь», также самый внушительный долг среди регионов ПФО. Он больше собственных годовых доходов в полтора раза и составляет 168,5% от налоговых и неналоговых поступлений.

«Долг Марий Эл (суммарный, региона и муниципалитетов) на 1 августа 2013г. составлял 8,48 млрд руб. Через полгода, 1 февраля 2014г., – 9,32 млрд руб. Еще квартал спустя – на 1 июля 2014г. – уже 11,31 млрд руб. Ситуация явно ухудшается, хотя в целом по регионам России за февраль-июнь 2014г. долг стабилизировался», – отметила Зубаревич.

«Экономика республики за эти годы не заработала лучше – собственных доходов бюджета как не хватало на самообеспечение республики, так и не хватает сейчас. Как была высока доля зависимости от федерального центра (36,9% доля дотаций в доходах в 2006г.), так и осталась на этом же уровне (37,1% соответственно в 2013г.)», – приводит «7x7» слова бывшей сотрудницы Министерства финансов Марий Эл Веры Ожигановой.

Как пишет издание, свою лепту в тяжелую долговую ситуацию Марий Эл внес и глава республики Леонид Маркелов: «Вместо того чтобы развивать экономику республики и привлекать инвесторов, Маркелов занялся выстраиванием личной финансово-олигархической империи». «7x7» сообщает, что миллиарды, полученные из федерального бюджета, глава Марий Эл направлял на строительство своего личного «Диснейленда» в центре Йошкар-Олы. С 2010 по 2012г. на это ушло более 10 млрд руб. Причем госконтракты постоянно выигрывала строительная компания «Маригражданстрой», субподрядчиком которой являлась «Телекомпания 12 регион», принадлежащая близким родственникам Маркелова.

Когда цены на нефть стали снижаться, резко ухудшилась международная обстановка и Кремль потребовал от регионов проводить эффективную финансовую политику, Маркелов оказался не в состоянии выполнить «майские» указы президента, отмечает издание: «Финансовая политика Маркелова является примитивной двухходовой схемой: получить кредит от банка, а затем потратить его на возведение очередного «Диснейленда», который будет строить «своя» компания».

Эта схема не устроит Министерство финансов России, пишет «7x7». По данным «Ведомостей», Минфин предлагает скорректировать порядок предоставления регионам бюджетных кредитов в 2015г. Так, чтобы получить финансовую помощь из федерального центра, региону нужно будет выполнить несколько условий, в частности снизить дефицит бюджета и долю рыночных кредитов, прекратить финансировать расходы, не относящиеся к полномочиям регионов, соблюдать нормативы расходов на оплату труда и содержание гражданских госслужащих. Кроме того, все поправки в бюджет региона, меняющие его дефицит, должны быть согласованы с Минфином до того, как поступят в местный законодательный орган.

Версия для печати
Главное