Инвестиции, логистика, социальные объекты: якутский уголь решает задачи развития региона
Глава Якутии Айсен Николаев посетил Эльгинское угольное месторождение коксующегося угля. Как подчеркнул руководитель региона, несмотря на все ограничительные меры, компания «Эльгауголь» продолжает наращивать добычу угля, превращая месторождение в юго-восточный форпост промышленности Якутии. Так, в 2022г. добыто 20,1 млн тонн угля, что на 36,9% выше показателя 2021г.
После выхода Эльгинского угольного комплекса на проектную мощность показатели добычи составят до 45 млн тонн, а численность занятых – порядка 20 тыс. человек. Компания планирует построить на месторождении 15 новых обогатительных фабрик. Активная работа ведется и по линии выстраивания логистических цепочек. У компании уже есть собственная железнодорожная ветка Эльга – Улак, которая связывает Эльгинское месторождение с БАМом. В прошлом году компания начала строительство железной дороги с выходом к Охотскому морю.
По словам генерального директора исследовательского агентства InfraNews, эксперта по логистическим комплексам Алексея Безбородова, ветка, ведущая к морскому порту, позволит инвестору быть независимым от работы загруженной Байкало-Амурской магистрали и гарантировать периодичность поставок своим покупателям. «Недоставленный уголь ничего не стоит. А если нет железной дороги, нет и доставленного угля», – сказал эксперт. При этом необходимо учитывать, что реализация таких больших проектов всегда предполагает взаимодействие бизнеса и власти.
Завлабораторией прогнозирования топливно-энергетического комплекса Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев отмечает, что строительство с нуля 500 км железной дороги по сложному рельефу потребует серьезных затрат от инвестора, а окупаемость этого проекта возможна только при увеличении добычи на Эльгинском месторождении. Если в будущем строительство потребует серьезного финансового участия со стороны государства, то эксперт убежден в необходимости перебросить на Тихоокеанскую железную дорогу часть составов БАМа, по которому в ближайшие годы на восток пойдет не только уголь, а еще нефть и нефтепродукты, часть импортных потоков, что загрузит его еще больше. Таким образом, новая железная дорога могла бы высвободить БАМ и Транссиб для более дорогих и важных грузов.
Семикашев подчеркивает, что «угольная эра» продлится еще минимум 30–40 лет, так что угледобыча не одно десятилетие будет вносить важный вклад в развитие промышленности республики. «В Якутии добывают качественный уголь. Там много коксующегося угля, который стоит дороже энергетического, а добычу можно вести более эффективным и дешевым открытым способом. То есть там получают дорогой продукт с низкой себестоимостью, это точно конкурентоспособно. Сейчас примерно четверть мирового энергопотребления – это уголь, и, несмотря на то что рано или поздно ряд стран откажутся от использования угля, избавляться сначала начнут от угля низкого качества. Даже Китай вместо своего угля будет с удовольствием потреблять якутский, потому что при сжигании он дает более высокий КПД и меньше выбросов СО2 и разных продуктов горения, которые локально ухудшают экологию», – отметил эксперт.
Промышленное развитие вносит вклад и в реализацию социальных проектов. На Эльгинском месторождении ведется строительство вахтового поселка, по сути нового города, на 25 тыс. человек. По итогам 2022г. компания вошла в рейтинг 100 лучших работодателей в области содействия занятости населения Якутии. При этом кандидатуры жителей региона для работы геологами, водителями, инженерами, машинистами и т.д. рассматриваются в первую очередь. Власти республики со своей стороны также содействуют трудоустройству жителей региона, с этой целью запущен проект «Местные кадры в промышленность». Около 270 человек в прошлом году были трудоустроены на месторождении по данной программе.
Доктор экономических наук, завкафедрой труда и социальной политики РАНХиГС Сергей Калашников поддерживает такую социальную политику руководства Якутии: «Я думаю, что это перспективное направление – создавать свои профессиональные кадры. Якутия живет за счет вахтовиков в нефтяной, алмазной, газовой промышленности. И нужно содействие местной власти, чтобы развивать республику не просто как кладовую полезных ископаемых, но и вместе с экономикой развивать свою рабочую силу».
Создание рабочих мест не единственный социально значимый эффект промышленного освоения региона. По мнению Валерия Семикашева, якутским властям особенно важно выстроить такой диалог с добытчиками, чтобы угольная отрасль приносила средства для развития республики. Взаимодействие с «Эльгауголь» уже дает свои плоды по линии строительства и крупных промышленных, и социальных объектов, привлечения инвестиций в регион, а также развития логистики.
Практика такого рода сотрудничества региональных властей и промышленных компаний является примером для решения задач, поставленных полпредом Юрием Трутневым на 2023г. Социально-экономическое развитие ДФО сегодня действительно во многом зависит от привлечения регионами инвестиционных проектов. В этом смысле у Якутии уже накоплен качественный опыт: за пять лет в экономику республики инвестировано свыше 1,5 трлн руб. Промышленный рост в предыдущем году составил более 10%, это один из лучших показателей по ДФО. По добыче нефти республика занимает первое место на Дальнем Востоке (второе место по стране), по запасам природного газа и золота – второе место. А такие компании, как «Эльгауголь», реализуют на территории Якутии проекты мирового масштаба.