Кынев: решение Шаймиева отказаться от власти – запоздалое
Политолог Александр Кынев считает решение президента Татарстана Минтимера Шаймиева добровольно уйти в отставку «знаковым, прецедентным, но запоздалым». По мнению эксперта, в последний год правления одного из самых возрастных глав регионов «минусов было больше, чем плюсов».
22 января Минтимер Шаймиев попросил президента Дмитрия Медведева не рассматривать его кандидатуру на пост главы Татарстана. По словам Шаймиева, необходимо дать возможность проявить себя молодому поколению политиков. Поблагодарив президента Татарстана за работу, Дмитрий Медведев заявил, что внесет на рассмотрение Госсовета Татарстана кандидатуру премьер-министра республики Рустама Минниханова, которого называют преемником Шаймиева.
23 января в Казани глава республики провел пресс-конференцию, в ходе которой заявил, что его решение отказаться от власти «было читаемо», однако в Москве к нему «не были готовы». Как сообщает «Коммерсант», Шаймиев не отрицал, что одной из причин его ухода является преклонный возраст. «Годы идут, а в моем случае летят. Власть – это порочный и прочный круг. Из него людям десятилетиями вырываться психологически сложно. Но важно, чтобы такой поступок был. Я знаю, что я подзадержался у власти, но чувство свободы начинает вселяться в душу», – признался президент Татарстана.
С тем, что Шаймиев действительно «подзадержался», согласен политолог Александр Кынев. В беседе с корреспондентом «Клуба Регионов» он отметил, что за последний год в Татарстане, который по многим позициям имеет репутацию «продвинутого региона», произошло достаточно много событий, противоречащих этому имиджу: «Все, что происходило с выборами в Госсовет Татарстана, которые были, мягко говоря, довольно странными, и были очень большие претензии к тому, как они прошли. Это и процесс Муртазина, и проблемы правозащитной организации «Агора». Все это с точки зрения политической аналитики выглядит, скорее, как архаизация политического режима в регионе. С чем это было связано, сказать сложно, возможно, это уже был какой-то определенный износ. То есть когда по многим позициям регион вдруг стал эволюционировать, скорее, в сторону соседнего Башкортостана, чем в сторону того, что принято сейчас называть модернизацией. Поэтому добровольный уход (Шаймиева. – Прим. «КР») – вещь важная, знаковая, прецедентная, но, мне кажется, в случае с Татарстаном он был запоздалым».
Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков уверен, что если бы президент Татарстана хотел остаться на своем посту, то нашел бы способ этого добиться. «Ситуация в республике достаточно стабильная. Шаймиев много сделал в начале 90-х гг., чтобы эта стабильность была сейчас. Тогда ему удалось мягко, как он умеет это делать, снизить националистический градус в республике. Уход его теперь лишний раз подтверждает, что искусство политика – это не только умение прийти к власти, но и умение вовремя от нее отказаться. Шаймиев подтвердил, что он опытный политик и мудрый человек», – сказал «Клубу Регионов» Валерий Хомяков. При этом, считает эксперт, Шаймиев, отказавшись от власти, все равно будет «помогать своему преемнику советами и прочими вещами».
По мнению президента фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова, Минтимер Шаймиев сейчас будет «предпринимать активные действия, чтобы проект «преемник» был реализован в полной мере и регион на длительное время был защищен от внешних атак».
Отметим, на пресс-конференции 23 января президент Татарстана заявил также, что не собирается переезжать в Москву, поскольку его позиция – «где родился, там и пригодился». По словам Минтимера Шаймиева, уехать работать в столицу ему предлагали президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин. «Если бы я хотел где-то активно работать, я бы работал здесь. Но со временем активная работа дается с трудом. Пока мне не хочется занимать никакую должность. Таково мое настроение на сегодняшнее утро», – сказал Шаймиев.
На встрече с журналистами в Казанском кремле президент Татарстана также сделал ряд резких заявлений в адрес «Единой России»: «Партия хочет иметь свое лицо и не может, как говорится, его сохранить. Значит, чего-то не хватает», – приводит «Коммерсант» слова главы республики. Кроме того, Шаймиев подчеркнул, что «татарстанцы никогда не согласятся» с идеей унификации названий должностей глав регионов, которую высказал председатель высшего совета «Единой России» Борис Грызлов. А что касается предложения спикера Госдумы объединить дотационные регионы с регионами-донорами, то, по мнению президента Татарстана, «это нереально в ближайшие лет 30 ни для кого».
Эксперты отмечают, что Шаймиев никогда не стеснялся высказывать свое мнение относительно политики федерального центра и «Единой России». По мнению генерального директора Совета по национальной стратегии Валерия Хомякова, последние критичные высказывания президента Татарстана «вполне искренние и справедливые». «Я думаю, его будущее не зависит от того, является он членом руководства «Единой России» или нет. Он, как человек честный и порядочный, решил выразить свое отношение к тому, какая линия сейчас может возобладать в партии относительно региональной политики», – полагает эксперт.
Добавим, сам Шаймиев заявил, что в будущем, «скорее, останется рядовым членом «Единой России». Сейчас президент Татарстана является сопредседателем высшего совета партии.