Эксперт:  с таким подходом Миронову надо быть не губернатором, а мэром Ярославля
1 июля 2016

Эксперты: без поддержки властей фермерским магазинам выжить невозможно

Фото: altairegion22.ru

В Алтайском крае действует 638 магазинов и торговых точек, при помощи которых 160 местных крестьян и фермеров реализуют свою продукцию. Это выгодно как продавцам, так и покупателям, но сегодня без поддержки региональных властей работа таких точек практически невозможна, уверены эксперты.

С начала действия политики импортозамещения в России появилось множество магазинов и отделов, через которые местные сельхозтоваропроизводители реализуют собственную продукцию. В Алтайском крае при поддержке властей за последние годы было открыто 638 таких магазинов и отделов, торговлю с помощью которых ведут 160 местных крестьянских и фермерских хозяйств. Больше всего этих точек в Барнауле (250), но и в других городах региона, таких как Белокуриха, Бийск, Рубцовск и так далее, работает по нескольку десятков подобных объектов.

Как отмечают в управлении Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры, создание условий для расширения реализации алтайской продукции позволяет стабилизировать ценовую ситуацию на продовольственном рынке и дает потребителям возможность покупать качественные местные продукты. На сегодняшний день производители напрямую продают свежее мясо и мясные изделия, сыры, молочную продукцию, рыбу, крупы, яйца, напитки и так далее.

Однако стоит отметить, что власти не только уделяют внимание открытию отдельных торговых точек, но и помогают местным производителям зайти в крупные федеральные торговые сети. Об этом говорит зампредседателя комитета по экономическому развитию, промышленности и предпринимательству заксобрания Алтайского края, руководитель краевого отделения общественной организации «Деловая Россия» Юрий Матвейко. «При сегодняшнем туристическом трафике люди из других регионов должны видеть в наших магазинах алтайскую продукцию, которая славится своим качеством. И это здорово, что власть над этим работает, это дорого стоит. Это правильная позиция, ведь крестьяне не могут самостоятельно прийти в большую сеть, поскольку у них не такой большой объем производства и «закрыть» полки всей сети они не смогут», – говорит депутат. При этом Матвейко отметил, что даже неспециализированные небольшие продовольственные магазины или крупные сетевые супермаркеты в регионе заполнены алтайскими продуктами примерно на 50%.

Эксперты уверены, что без помощи со стороны государства и региональных властей самостоятельно реализовывать свою продукцию ее производителям почти нереально. 

«Да, на местном уровне сегодня открывается полно таких магазинов, где фермеры продают свою продукцию, но выжить им сложно, здесь просто обязательна поддержка со стороны региональных властей, потому что из десяти фермеров, которые откроют такие магазины, все десять будут ощущать определенный финансовый голод», – говорит исполнительный директор Союза органического земледелия Роман Гуров. «Хорошо, если у этих фермеров есть клиентская база и репутация, но это всё очень долго строится. Поэтому на первом этапе, год-два, если регион заинтересован, он должен обязательно помогать, – продолжает эксперт. – А уже способы помощи могут быть разными – от бюджетного субсидирования до поддержки со стороны федерального центра, которую, если регион захочет, он может «выбить».

Однако, несмотря на то, что сегодня региональные власти имеют множество возможностей для поддержки собственных производителей, Гуров рекомендует крестьянам и фермерам не рассчитывать только на помощь государства. Он считает, что таким производителям, чтобы быть сильнее, необходимо объединяться. «При этом не надо плодить такие структуры – они уже существуют. Например, наш Союз органического земледелия имеет представительства [в регионах], мы знаем, как это работает, у нас есть экономические схемы и так далее, у нас есть люди, которые будут продвигать интересы этих людей не только на разных ветвях власти, но и среди делового сообщества», – добавил эксперт.

Член комиссии по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Общественной палаты РФ, зампред совета кубанского отделения Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов Александр Шипулин убежден, что фермерские магазины «должны существовать в обязательном порядке». Однако, по его словам, развитию этого направления мешает «засилье» гипермаркетов, поддерживаемых властями. «В Европе, Германии, Японии, других развитых странах все проблемы, связанные с питанием населения, решают кооперативы. А кооперативы – это объединение малого и среднего бизнеса. А у нас этим занимаются холдинги, мегафермы. Так что мелким фермерам без помощи властей вообще невозможно [существовать и реализовывать свою продукцию]», – заявил эксперт. По его словам, для «среднестатистического фермера», который обрабатывает 2 га земли, одновременно вести продажу своей продукции, держать точку на рынке или открыть свой собственный магазин – это весьма непростая задача. «Только на то, чтобы одно место выбить, надо много усилий применить», – подчеркнул Шипулин.

«В мире есть опыт, и его надо использовать, а он таков, что все малые и средние сельские хозяйства объединяются в кооперативы. И в этом направлении должна быть выстроена четкая государственная политика», – убежден собеседник «Клуба Регионов».

Заметим, в Алтайском крае, по данным регионального управления сельского хозяйства, действует около 5 тыс. крестьянских и фермерских хозяйств и 45 кооперативов, поддерживаемых региональными властями.

Версия для печати