Алтайский край
23 сентября 2022

Информационный вакуум – это всегда плохо: эксперты комментируют молчание главы Алтайского края Томенко по теме мобилизации

Губернатор Алтайского края Виктор Томенко лишь 23 сентября 2022г. прокомментировал указ президента о частичной мобилизации для отправки новых сил в зону СВО. Политолог Илья Гращенков полагает, что губернатор, который в 2023г. собирается идти на перевыборы, намеренно сторонится самой негативной на сегодняшний день темы. Политконсультант Игорь Кузнецов допускает, что Томенко и его команда оказались не совсем готовы к решениям федерального центра, и им требуется время для того, чтобы адекватно ответить на них в публичной плоскости.

На церемонии вручения государственных наград Томенко выразил уверенность в том, что регион «как и всегда», выполнит задачи, поставленные президентом Владимиром Путиным 21 сентября 2022г. Это первая публичная реакция Томенко за два дня с начала мобилизационной кампании. В это время другие губернаторы в своих соцсетях и Telegram-каналах уже неоднократно высказались о мерах поддержки мобилизованных и их семей, а пресс-службы на сайтах областных администраций сообщали о проведенных главами регионов заседаниях краевых комиссий по мобилизации. Также стоит отметить, что 22 сентября премьер-министр Михаил Мишустин поручил шире освещать мобилизацию и оперативно отвечать на волнующие людей вопросы. Тогда же на молчание алтайского губернатора обратили внимание федеральные СМИ.

«Информационный вакуум – это всегда плохо, потому что он имеет свойство заполняться разными тревожными интерпретациями и фантастическими трактовками. Такого допускать нельзя», – считает политический консультант, представитель РАПК в Сибирском округе Игорь Кузнецов. Однако ситуация с информированием региональными властями о мобилизации неоднозначная, продолжает он: «Ну, прошли заседания мобилизационных комиссий в Хакасии, в Красноярском крае. Журналисты увидели пресс-релизы об этих мероприятиях, но по факту ничего, кроме заявлений о том, что поддерживают курс президента и готовы обеспечить призыв в объемах и сроках, установленных Минобороны, никакой другой информации нет. Конкретикой о сроках и объемах никто ведь не делится». По словам эксперта, даже для эффективных администраций организовать такую работу – непростая задача, а Алтайскому краю может понадобиться чуть больше времени, чем остальным, чтобы определить основные параметры мобилизации, и чтобы можно было говорить о чем-то конкретном. «Таким образом, пока, может, и рано говорить о серьезности такого прокола Томенко, но повторюсь, что информационный вакуум – это всегда плохо. Пока основным источником информации является Минобороны, но региональные власти эту информацию могут, как минимум, ретранслировать, разъяснять, а также рассказывать о внедряемых на региональном уровне мерах поддержки мобилизованных», – сказал Кузнецов.

Политконсультант, руководитель Алтайского центра политического консалтинга Константин Лукин публичное молчание Томенко объясняет банальным отсутствием у губернатора пресс-секретаря. «В Сибирском округе Алтайский край, конечно, выделился с негативной стороны, но у губернатора просто нет сейчас пресс-секретаря, предыдущий ушел [в мае 2022г.], а новый еще не назначен. Губернатор ведь провел совещание с военкомом, но военкомат – это достаточно закрытая структура, и они пока еще нигде не давали комментариев, а пресс-служба правительства края откровенно завалила свою работу». Лукин сообщил, что после поручения Мишустина ситуация с информированием начала выравниваться, и 23 сентября на различных информационных ресурсах начали появляться разъяснения, публикуют номера телефонов доверия, психологических служб и так далее. «Думаю, постепенно информационная картинка выровняется», – прогнозирует эксперт.

Генеральный директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков считает, что для большинства населения мобилизация – это «негативный или даже крайне негативный фактор, и губернатор, которому в 2023г. переизбираться, вряд ли захочет по доброй воле эту тему педалировать». «Ну а поскольку президент объявил, что мобилизация частичная, то это вообще дело военкоматов. Скорее наоборот: все губернаторы, которые со своими комментариями побежали впереди паровоза, проявили сверхлояльность, пытаясь показать, что они в фарватере федеральной повестки. А те, у кого своя выборная повестка, не хотят ассоциировать себя с процессами, которые, скорее всего, крайне негативно отразятся на их рейтинге, тем более, что Алтайский край – достаточно протестный регион, и даже на выборах в гордуму Барнаула в этом году фиксировали не самые высокие рейтинги власти, кампания была сложной», – продолжает собеседник «Клуба Регионов».

Оценивая реакции и действия региональных властей в первые дни после объявления мобилизации – от запрета на выезд за пределы регионов всех подряд запасников до успокоительных заявлений об отсутствии каких-либо ограничений – Игорь Кузнецов вспомнил первые дни «ковидной истерии», когда губернаторам дали свободу маневра, и кто-то из них поставил блок-посты на границах, а другие спокойно решали вопросы. Эксперт вообще полагает, что в регионах как минимум не были на 100% готовы к тому, что президент объявит частичную мобилизацию: «Это видно по реакциям, которые не у всех были моментальными. В Сибири, по-моему, только Владислав Ховалыг из Тувы оперативно отреагировал, а кто-то обозначил свою позицию только вечером 21 сентября, а заседания мобилизационных комиссий так вообще начались только на следующий день». Политконсультант полагает, что, как и в случае с коронавирусом, губернаторам и сейчас предоставлена определенная свобода действий, но участие в СВО для них теперь не факультативное, а обязательное: «Несмотря на то, что главы регионов ответственны за мобилизацию в субъектах, создается впечатление, что они не владеют механикой  реализации мобилизационного задания, что тоже напоминает первые недели кампании по борьбе с ковидом: всю эту историю с запретами, QR-кодами и так далее».

Илья Гращенков полагает, что в АП сейчас нет единой установки о том, как должны вести себя губернаторы: «Там есть те, кто отвечает за военные смыслы, а есть те, кто занимается выборами и управлением территориями, а это немного разные задачи, и если одним надо в такой сложной ситуации избирать глав, то другим на это всё равно. Думаю, Томенко видит эту разрозненность сигналов и молчит, пока нет жесткого звонка от большого начальника с требованием срочно что-то сказать». «А может у Томенко вообще есть более насущные проблемы вроде увольнений [мобилизованных], сохранения за ними рабочих мест. Опять же, никто не может ответить на вопрос, что делать с их ипотекой. А пока нет ответов – чего об этом губернатору высказываться?», – подытожил политолог.

Версия для печати