Красноярский край
24 января 2024

Новый губернатор со старой гвардией: в правительстве и заместителях губернатора Красноярского края почти нет новых лиц

Губернатор Красноярского края Михаил Котюков завершает формирование правительства и краевой администрации, которое длилось почти девять месяцев. Директор центра гуманитарных исследований «Текущий момент», политолог Сергей Комарицын считает, что Котюков серьезно затянул с формированием команды, большая часть которой оказалась наследием прежних губернаторов. Собеседник «Клуба Регионов», близкий к администрации президента, связал кадровые проблемы Котюкова с особенностями его управленческого стиля: «Мягко говоря, это не тот человек, который выиграл бы конкурс на лучшего босса», – сказал он на условиях анонимности.

Зампреды и замгубернаторы

Об уходе Сергея Козупицы с должности зампреда красноярского правительства стало известно 22 января 2024г. В тот же день вице-премьером был назначен Алексей Медведев.

Козупица отвечал за строительство и архитектуру, и его уход был прогнозируем, поскольку последние месяцы он занимался восстановительными работами на новых территориях и, по слухам, его назначат министром строительства в один из этих регионов, говорит директор центра гуманитарных исследований «Текущий момент», политолог Сергей Комарицын. Бэкграунд Медведва, по словам эксперта, позволяет утверждать, что он пришел не на место Козупицы, однако функционал нового вице-премьера пока не понятен. Ранее Котюков провозгласил, что вице-премьеры будут курировать не отрасли, как ранее, а проекты. Однако, по словам эксперта, «губернатор обещал, что перечень этих проектов будет опубликован, но до сих пор он не опубликован, и никто не знает, что это за проекты». Нового вице-премьера Комарицын назвал «красноярским парнем» и напомнил, что тот учился вместе с губернатором на экономфаке, затем Котюков привлекал его в свою команду, когда был директором ФАНО, а после и в Минобрнауки, которым руководил с 2018 по 2020гг.

Схожая биография у еще одного зампреда Сергея Кузьмина, который был замом Котюкова в министерстве, затем советником главы Федерального казначейства, а с 2021 по 2023гг. – проректором Финуниверситета при правительстве РФ. Комарицын подчеркнул, что о назначении Медведева как человека красноярского происхождения в крае заговорили почти сразу после прихода Котюкова. Назывались и другие фамилии, но пока из местных кадров появились только Кузьмин и Медведев. «Видимо, непросто перевести этих людей из Москвы в Красноярск, формирование команды идет очень туго», – предположил собеседник «Клуба Регионов».

При этом кадровые перестановки начались на четвертый день работы Котюкова в регионе (назначен врио 24 апреля 2023г.). Первым уволился премьер Юрий Лапшин, на его место был назначен зампред Сергей Верещагин, который работал еще с губернатором Александром Хлопониным. Также Котюков утвердил в должности замгубернатора-руководителя администрации Сергея Пономаренко, который работает в правительстве с 2007г. и последние 10 лет курировал внутреннюю политику. Как пишут СМИ, в ближайшее время Пономаренко полностью замкнет на себя и информационную политику краевой администрации. Пока еще за эту работу отвечает и.о. вице-губернатора Василий Нелюбин – бывший директор местной ГТРК. Он пришел в администрацию по приглашению бывшего губернатора Александра Усса в 2017г., а сейчас собрался на пенсию.

Комментируя переназначение Пономаренко, анонимный собеседник «Клуба Регионов» заметил, что решение оставить его в должности – часть договоренностей с АП. Однако поддержка президентской администрации – важный, но не определяющий фактор для губернатора при формировании команды, и сильные руководители успешно его обходили. «Это вопрос воли. Хочет человек, чтобы у него был свой замполит, которого он сам вырастил, которому он доверяет, или не хочет. Но когда ты соглашаешься с тем, что у тебя будет работать не твой человек, то ты тем самым частично снимаешь с себя ответственность, и если что-то пойдет не так, ты всегда сможешь сказать: «А чего вы мне-то претензии предъявляете? Вы просили оставить/назначить Иванова? Я его оставил/назначил», – говорит источник.

Новым человеком в правительстве, но не в регионе стал еще один замгубернатора Валерий Семёнов. С 2016г. он представлял Красноярский край в Совете Федерации, а до этого 12 лет был депутатом и первым вице-спикером заксобрания. Теперь Семёнов работает представителем губернатора в Москве. Пока еще на своем месте остается четвертый вице-губернатор Павел Солодков. Он находится на этом посту с 2016г., до этого строил карьеру в органах безопасности.

Котюкову приходится опираться на старые кадры, поскольку своей команды из новых людей у него нет, отмечает Комарицын. С другой стороны, на кадровую политику нового губернатора во многом влияет необходимость соблюдать элитный баланс, который в свою очередь строится на определенных договоренностях. Так, ему пришлось назначать Семёнова, поскольку тот уступил свой сенаторский мандат Уссу. «И всё это решалось в Москве, а не в Красноярске. Такая же история с Солодковым, вице-губернатором по безопасности. Это квота спецслужб, и его переназначение – тоже не решение Котюкова. Или возьмем Пономаренко – это креатура АП, где он на хорошем счету, что удивительно, потому что Усса винили за кадровую политику и работу с муниципалитетами, а за это отвечает как раз Пономаренко. Но он нормально отчитывается за все выборы, и сейчас, в марте, сделает как нужно», – добавил эксперт.

Министры

Зато Котюкову удалось продавить назначение главой Минобра 64-летней Светланы Маковской, которая занимала этот пост при четырех губернаторах. В федеральном ведомстве, по словам Комарицына, предлагали унизительную процедуру согласования через кадровую комиссию, но помогли связи губернатора.

В целом из 12 министров, работавших с Уссом, Котюков переназначил семерых, в трех ведомствах руководителями поставил бывших замов. Новыми лицами в правительстве стали министр промышленности и торговли Максим Ермаков (бывший исполнительный директор НКО «Государственный фонд развития промышленности Красноярского края») и министр экологии Владимир Часовитин (уже когда-то занимавший эту должность). Еще два уссовских министра – Борис Немик (Минздрав) и Михаил Рабушко (Минстрой) – до сих пор работают в статусе врио.

По словам Комарицына, ряд местных депутатов и блогеров выступают против переназначения Немика, в то время как профессиональное сообщество и Минздрав РФ поддерживают. Однако сам Котюков, по словам эксперта, пока не определился, и не исключено, что на всякий случай приготовил замену в лице Натальи Говорушкиной – бывшего кардиолога кремлевской больницы, которую назначил своим советником по здравоохранению. Главный ее минус – отсутствие административного опыта и представления о состоянии краевой медицины.

Что касается позиций Рабушко, то ранее губернатор решил объединить Минстрой с ЖКХ, но новое ведомство до сих пор сформировано только на бумаге. Комарицын предположил, что Котюкова не устраивает ситуация в строительной отрасли края. «Он тут недавно уволил начальника Госстройнадзора, он ни разу не встречался со службой главного архитектора… С руководителями крупных строительных компаний встречается без участия строительных ведомств и даже не запрашивает у них информацию для встреч с застройщиками. Свои соображения на этот счет он не публичит, но такое на моей памяти впервые, потому что все губернаторы в первую очередь занимались строительством», – продолжает политолог.

В чем проблема?

По мнению Комарицына, затягивание с назначениями связано с ожиданием изменений в правительстве РФ. После выборов в марте 2024г. президент сформирует новый кабмин. «И новое правительство может быть сформировано иначе. А у нас сложилась такая замечательная практика, что федеральные ведомства согласовывают профильных региональных министров. Думаю, что и у нас ориентируются на изменения в правительстве РФ, чтобы скопировать эту схему в регионе», – сказал эксперт.

«Но, вообще, девять месяцев, на протяжении которых идет формирование команды – это огромный срок. Впервые затянулось так надолго. И, на мой взгляд, всё это время там никто не работал, потому что сначала ждали решения по Уссу, потом ждали нового врио, потом ждали выборов, затем ждали, когда Котюков сформирует правительство», – подытожил Комарицын.

По мнению политолога, социолога-экономиста Максима Соловьёва, на длительное решение кадрового вопроса оказывают и специфические особенности региона. «Столь долгая задержка в формировании правительства края действительно вызывает серьезные вопросы, – считает политолог, социолог-экономист Максим Соловьев. – У Михаила Котюкова остались, в основном, наследственные кадры, что затрудняет внедрение новых идей и подходов. При этом, на мой взгляд, губернатору Красноярского края досталось крайне сложно наследство, включая проблему газификации региона на фоне межэлитного противостояния, которое длится уже не первый год. Это, как и ожидание изменений в федеральном правительстве, тоже накладывает свой отпечаток на кадровую политику. Тем любопытнее будет наблюдать, какие новые методы будет использовать (и будет ли вообще) Котюков в своей работе после завершения этого процесса. Но то, что времени на раскачку нет, ясно уже давно. Затяжные назначения впустую расходуют этот важнейший ресурс, подрывая доверие населения к власти».

Эксперт, пожелавший сохранить анонимность, отмечает, что по скорости и качеству подбора команды Котюков «не сильно отличается от большинства своих коллег». «Возьмем, к примеру, губернатора Хакасии Валентина Коновалова, который пошел на второй срок – там тоже все происходит очень медленно и печально. Трудно в наше время подобрать нормальных людей, которые что-то из себя представляют, будут готовы поехать в регион, и которые пройдут через все согласования с силовиками, АП и правительством. Фактически никого из мало-мальски ответственных людей губернатор самостоятельно назначить уже не может – ни внутрипола, ни куратора соцсферы, ни стройки – никого. Поэтому команды формируются месяцами. То же самое было у Усса пять лет назад, то же самое мы видим сейчас у Кузнецова на Чукотке, у Хоценко в Омске», – говорит собеседник «Клуба Регионов».

По признанию собеседника, его поражает, что сегодня нет очереди из новых и перспективных специалистов, желающих поработать в Красноярском крае, хотя он «достаточно богатый, развитый и многообещающий». Сам он связывает это с «некоторыми нюансами репутации» самого Котюкова: «Мягко говоря, это не тот человек, который выиграл бы конкурс на лучшего босса. На федеральных должностях он себя зарекомендовал довольно скверно, собственно, поэтому он их и лишился. Да и последние три года в Минфине сидел за пустым столом. Все, кому надо и не надо, это знают, поэтому лишний раз кто-то под его знамена становиться не хочет», – сказал эксперт.

При этом анонимный собеседник уверен, что стиль и качество работы Котюкова не будут «да и не могут» отличаться от того, как работал Усс. «И прежний губернатор работал неплохо, фундаментальных ошибок не допускал. А Котюков – не супермен, ничего радикально лучше он сделать не сможет, у него просто лицо моложе, и он, в отличие от Усса, поработал в Москве», – заключил собеседник.

Версия для печати
Главное