Глава Роскосмоса Рогозин:  может быть, мы попробуем губернатора Азарова в космос отправить. Там по росту ограничение пока 180 см.
22 мая 2019

Юрий Москвич: Формирование межрегиональных экономических зон может быть подготовкой к укрупнению субъектов РФ

Политолог Юрий Москвич считает, что реализация проекта «Енисейская Сибирь» может иметь серьезное экономическое значение для Красноярского края, Хакасии и Тувы. По его словам, этот проект также политически важен для глав этих регионов. В то же время он отметил, что проект «Енисейская Сибирь» расширяется и к нему присоединяется «ангарская» Сибирь. Эксперт не исключает, что формирование руководством страны межрегиональных экономических зон может быть подготовкой к укрупнению субъектов РФ.

«Администрация Красноярского края, лично губернатор Александр Усс активно развивают проект «Енисейская Сибирь», потому что это идея главы региона. Но в течение последних месяцев произошли важные изменения и трансформация «Енисейской Сибири». Этот проект вписан в общую концепцию проектов президента РФ до 2024г., и содержательно он уже заметно отличается от того, чтобы было изначально.

Этот проект представляется очень значимым как бренд нынешней власти Красноярского края. Проект связан с общими целями развития Хакасии и Тувы. И в этом смысле есть содержательный конфликт интересов. Бренд предполагает политические действия. В этом смысле руководство Красноярского края, Хакасии и Тувы крайне заинтересовано в успехе проекта и получении дополнительных проектов.

С другой стороны, то, что делается правительством России совместно с субъектом РФ, носит совсем другой характер. Политически он связан с успехом всей команды президента и правительства РФ. И наполнение этого проекта очень серьезное.

В чем состоит различие? «Енисейская Сибирь» изначально предполагала развитие 12 проектов, которые объединяют федеральные, региональные и ресурсы корпораций. Сейчас правительство России объявило межрегиональные экономические зоны. И хотя употребляются слова «Енисейская Сибирь», но содержательное значение проекта резко расширилось. Речь идет уже не о «Енисейской Сибири», а о центральной Сибири. К «Енисейской Сибири» присоединилась ангарская зона. Это очень серьезная межрегиональная общность, которая может быть очень успешной. Этот проект уже встроен в национальные проекты страны. Количество проектов увеличилось, и все они утверждены правительством РФ и входят в список национальных проектов. Отказаться от них – себе дороже. Отказаться от них означает не получить реальное финансирование. Все это направлено на развитие через определенные рамки. А в чем польза национальных проектов для регионов? Обозначена понятная схема вхождения в нацпроекты, получение дополнительного финансирования, увеличивается само количество проектов. Все это направлено на развитие территорий. Это приток дополнительных инвестиций в эти регионы. Ведь невозможно было представить себе, что Красноярский край, Хакасия и Тува вместе с РЖД смогут осилить проект строительства железной дороги из Красноярского края в Туву. А сейчас она включена в перечень проектов. И одними политиками это выдается за развитие «Енисейской Сибири», а другие политики обозначают это как развитие субрегиональной экономической зоны, как развитие в целом страны.

Поскольку «Енисейская Сибирь» не обозначила конкретные показатели для жителей этого региона, то в общественном сознании «Енисейская Сибирь» потеряла особое значение. А проект правительства России о развитии ангаро-енисейского субрегиона не поддерживается политическими технологиями правительства России. И он является лишь наполнением для дирекции этого межрегионального проекта.

Я добавлю, что когда я работал замминистра региональной политики РФ в 1999г., то мы вместе с другими министерствами по заданию Примакова готовили план сокращения субъектов РФ. И был подготовлен план, включающий 32 субъекта. И эту новую межрегиональную зону, куда сейчас, по сути, входят Иркутская область, Красноярский край, Хакасия и Тува, тогда было предложено сделать одним субъектом Федерации. Так что, возможно, сейчас мы видим естественный шаг к будущему экономическому объединению многих регионов. При этом другие субрегиональные экономические зоны не звучат политически, кроме, пожалуй, Арктики. А все остальные не называется, хотя реальная экономическая работа ведется. Этого не происходит, возможно, потому, что идет подготовка общественного мнения к укрупнению регионов в 2024г., исходя из их экономических интересов. Эта работа ведется неспешно, потому что сначала должны быть достигнуты успехи в этих экономических зонах.

Сейчас это политически не подготовлено».

Версия для печати