Приморский край
15 сентября 2015

Соцзащита как отряд быстрого реагирования

Мерами профилактики социального сиротства и борьбы с семейным насилием стали службы социального патруля и телефонов доверия для подростков в Приморье.

С 2014г. в Приморском крае действует программа «Детство – территория добра», которую администрация региона осуществляет совместно с всероссийским Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, его учредителем является министерство здравоохранения и социального развития РФ. Главная задача программы – привлечь внимание окружающих к проблемам детей и рассказать самим детям о том, как они могут помочь себе в трудной ситуации.

Как рассказала «Клубу Регионов» директор краевого департамента труда и социального развития Лилия Лаврентьева, более 16 лет жители Приморья пользуются услугами телефона доверия. По бесплатному номеру федерального оператора 8 800 2000 122 или региональному 8 423 249 72 68 дети могут рассказать о своих проблемах и оперативно получить помощь специалистов-психологов.

Телефонное консультирование – эффективный инструмент профилактики социального сиротства, но не единственный способ помочь ребенку, оказавшемуся в беде. Так, в прошлом году в рамках региональной программы на базе социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних создана экстренная служба реагирования «Социальный патруль». Ее специалисты работают с «проблемными» семьями.

По словам Лаврентьевой, в 2015г. служба стала более мобильной: при помощи Фонда приобретены специальные автомобили, и если того требует ситуация, то на место выезжает «Социальный патруль». «Если ситуация вызывает тревогу, информация передается в органы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для более детальной работы с семьей», – рассказала директор департамента.

В мае этого года впервые во Владивостоке прошла акция «Мои соседи», которая призвана привлечь внимание жителей региона к проблемам детей, которые находятся рядом с ними, и помочь их решить, обратившись по одному из телефонов доверия.

«Хотя акция и называется «Мои соседи», но это на самом деле касается каждого. Если увидел слезу ребенка на улице, то ты можешь помочь, – пояснила Лаврентьева. – Эти акции пользуются интересом среди приморцев, а волонтеры проводят флэшмобы, раздают листовки, в которых детям разъясняется, как себя вести, если они чувствуют, что взрослый хочет их обидеть. Во время акции работают профессиональные психологи, которые уже на месте могут помочь решить проблемы». После Владивостока акцию подхватили другие территории Приморья.

Отметим, за все время действия телефона доверия для детей на него поступило несколько десятков тысяч обращений, об этом «Клубу Регионов» рассказала директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Парус надежды» Лариса Новикова. Она привела статистику, согласно которой в 2014г. за помощью по телефону обратились 4 727 человек, а в первом полугодии 2015г. поступило уже 3 тыс. 326 звонков. Новикова заметила, что в последнее время обращений стало больше. Она связывает это с тем, что увеличился объем информации о работе телефона доверия. Жителям Владивостока регулярно раздают буклеты с номерами телефона, а на телевидении идет социальная реклама.

Новикова отметила, что телефоны доверия стали превентивной мерой против социального сиротства, так как на телефон доверия звонят не только дети: «Допустим, если соседи видят, что ребенок ходит голодный, неопрятный или находится в плохой компании, они могут анонимно позвонить и сообщить об этом. Конечно, к нам очень часто обращаются родители подростков, которые также просят о консультации, как вести себя с ребенком. Наши специалисты, работающие на телефоне доверия, прошли специальное обучение, имеют соответствующие сертификаты».

Версия для печати