Дмитрий Песков:  президент уже на протяжении ряда лет окунается в прорубь
20 февраля 2015

Власти Приморского края уходят от двоевластия в территориях

Фото: dumavlad.ru

В Приморском крае глав городов, которые теперь также будут возглавлять и местные администрации, будут выбирать местные депутаты из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией. Комиссия будет формироваться губернатором региона и депутатским конкурсом. Соответствующие изменения в законодательство планируется рассмотреть на ближайшей сессии заксобрания. По мнению экспертов, подобная система позволит устранить «двоевластие» сити-менеджеров и спикеров, снизит вероятность возникновения конфликтов в муниципалитетах и повысит управляемость территориями. В то же время политологи отмечают, что подобная система может быть эффективна не для всех муниципалитетов.

На заседании гордумы Владивостока были приняты изменения в устав города, отменяющие прямые выборы мэра. Согласно им глава города, обладающий представительскими функциями, избирается депутатами из своего состава, а для ведения хозяйственной деятельности назначается сити-менеджер.

Однако в ближайшее время эта система может претерпеть изменения. Как сообщает «Коммерсант», заксобрание Приморского края на очередном заседании планирует сразу в трех чтениях принять еще несколько поправок в краевое законодательство. Согласно этим изменениям право избирать глав муниципальных образований (которые впоследствии возглавят и администрацию) получат местные депутаты. Выбор им предстоит сделать из числа кандидатов, предварительно отобранных конкурсной комиссией. Данная комиссия будет сформирована на паритетной основе губернатором и депутатским корпусом.

Председатель комитета гордумы Владивостока по местному самоуправлению, правопорядку и законности Михаил Веселов считает, что у предлагаемой системы местного самоуправления есть рациональное зерно: «Вчера, когда мы принимали изменения к уставу, то возникали серьезные проблемы, когда мы прописывали полномочия и главы города, и главы администрации города. То, что сейчас принято в Госдуме и будет рассматриваться в субъектах РФ, позволит не только разумно отредактировать все эти полномочия и взаимоотношения, но и убрать двоеначалие. Этим действием мы повысим управляемость. Здесь практически один человек будет отвечать за все. И мы знаем, с кого спросить. Уровень ответственности повышается в разы. А чем меньше ответственность размывается, тем лучше для всех. А наша ответственность такого человека избрать на тех или иных условиях, через конкурс, прямые ли выборы. Но это уже формы и методы».

Политолог Виктор Бурлаков подчеркнул, что мотивы такого решения краевых властей понятны: «Учитывая сложившуюся негативную экономическую конъюнктуру, неясные перспективы на 2016г., становится необходимым делать то, что президент России назвал ручным режимом управления. Иными словами – оставить как можно меньше различных звеньев согласования решения, что чисто теоретически должно повысить эффективность этих самых решений. В этой ситуации краевые законодатели и администрация региона решили пойти по пути наименьшего сопротивления и воплотить в жизнь схему, где объединяется сити-менеджер и мэр города, и, по сути, в таком ручном режиме управлять муниципальными образованиями края».

В то же время Бурлаков отмечает, что такая система будет эффективна не во всех территориях: «Подобная схема имеет право на существование. В России очень много муниципальных образований сложного типа, где и народу мало, а территории много, и расположены они далеко, где, по сути, игры в демократию, выборы сити-менеджеров и глав городов только усложняют эти процессы. В этом случае подобный механизм упрощает систему управления». Однако, по словам Бурлакова, повсеместное внедрение подобной системы муниципального управления, по сути, приводит к «включению системы местного самоуправления в государственную вертикаль». С точки зрения эксперта здесь есть как положительные, так и отрицательные стороны: «Плюсы здесь в контроле государственных органов, снижается вероятность различных местных конфликтов. Но с другой стороны, когда край начинает брать на себя повышенные обязательства в системе местного самоуправления, возникает вопрос: а способен ли край в таком ручном режиме управлять в принципе? Может ли он выполнить все те функции, которые возложены на местные органы? Будет ли он отвечать за воду в каждом кране края и так далее».

Свои плюсы и минусы у предлагаемого способа формирования органов местного самоуправления видит директор Дальневосточного консалтингового центра Петр Ханас, который считает, что двуглавая система организации местного самоуправления продемонстрировала свою конфликтность и при первой возможности регионы постарались от нее избавиться: «Возможность уйти от нее появилась в результате принятия соответствующего закона на федеральном уровне. Очень быстро подхватили эту инициативу на региональном уровне и стали уходить от двуглавой системы».

Впрочем, предложенная федералами система, по мнению Ханаса, также имеет свои издержки: «В первую очередь эти корректировки располагают к формированию пула прогубернаторски настроенных глав муниципальных образований. При этом для глав муниципальных образований, которые являются оппозиционными, в этих условиях появляется новый уровень амбиций. Они будут претендовать на посты в заксобрании. Потому что явно их сроки закончатся, и их шансы попасть в губернаторский пул малы. Поэтому они вынуждены будут идти в заксобрание». Второй уровень рисков, считает эксперт, может быть связан тем, что существует норма, которая позволяет главе района исполнять функции главы административного центра этого района. «В условиях, когда глава района фактически назначаем, а глава поселения избираем, это может привести к тому, что у глав районов появится желание сократить администрации административных центров и претендовать на их пост», – сказал Ханас.

Добавим, что сессия заксобрания Приморского края, на которой планируется обсудить изменения в законодательство, намечена на 25 февраля. 

Версия для печати
Главное
Эксперты: основная интрига выборов губернатора Владимирской области – одобрит Кремль кандидатуру Орловой или нет
Трех кандидатов для участия в выборах губернатора Владимирской области рассматривают в КПРФ. В ЛДПР также заявили, что примут участие в выборах главы региона. По мнению экспертов, среди местных оппозиционных политиков никто не сможет составить конкуренцию действующему губернатору Светлане Орловой, если она пойдет на новый срок. В то же время они не исключают конкуренцию за право стать кандидатом в губернаторы внутри «Единой России». Наблюдатели также говорят о возможности смены Орловой на нового врио губернатора. Среди потенциальных сменщиков называют сенатора Антона Белякова. Политолог Евгений Полковников считает, что губернаторское будущее Орловой на 80% зависит от итогов выборов президента России.
Эксперты: сохранить прямые выборы мэра в Екатеринбурге будет непросто
По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, главы городов, назначенные по конкурсу, работают эффективнее всенародно избранных мэров. При этом он добавил, что его позиция не должна отразиться на решении о форме проведения выборов мэров в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, где мэры избираются населением. Эксперты отмечают, что практика не показала большей эффективности сити-менеджеров по сравнению с избранными мэрами. Политолог Дмитрий Орлов заявил, что в реформе местного самоуправления есть как свои плюсы, так и минусы. Его коллега Сергей Мошкин считает, что у свердловской областной власти есть все политические возможности, условия и желание ликвидировать прямые выборы в Екатеринбурге, а в Нижнем Тагиле гарантом сохранения этого института остается всенародно избранный глава Сергей Носов.
«Белкомур» позволит заработать регионам более триллиона рублей
Значимость реализации проекта «Белкомур» для северных регионов России не вызывает сомнений у специалистов. Известные политологи, экономисты и транспортники утверждают, что железная дорога изменит экономику регионов арктического пояса, позволит привлечь миллиардные инвестиции и создать тысячи рабочих мест. На реализации этого проекта сейчас активно настаивает губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который при этом старается учесть интересы соседей – НАО и Мурманской области, заявляя «Белкомур» в качестве «общероссийского проекта». Большое значение «Белкомура» для развития экономики арктической зоны отмечает и председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. А гендиректор «Белкомура» Владимир Щёлоков обратил внимание на исследования проекта экспертами, которые единогласно говорят о скорой окупаемости «Белкомура». Политолог Григорий Добромелов отмечает, что архангельский губернатор делает акцент на общероссийском значении «Белкомура»: «Орлов старается максимально привлечь внимание и максимально воспользоваться собственным ресурсом для того, чтобы этот проект, в конце концов, был реализован».