Политтехнолог
Константин Труфанов: Перед губернатором Владимировым стоит задача оправдать доверие жителей региона, которые избрали его на второй срок
Экспертно-аналитический центр «Юг» /Ставрополь/ Политолог Константин Труфанов – о том, как ставропольский губернатор выиграл вторые выборы без единого популистского обещания
Политолог Константин Труфанов анализирует итоги уходящего года в Ставропольском крае и перечисляет главные задачи, стоящие перед губернатором Владимировым в 2020г.
«По Ставрополью, на мой взгляд, самым главным политическим событием уходящего года стали выборы губернатора, в которых принимал участие и победил Владимир Владимиров. Для него это уже второй срок полномочий, несмотря на то, что многие эксперты оценивали вероятность его повторного избрания как недостаточно высокую. Регион объективно непростой, а у Владимирова, возможно, получалось далеко не все из того, что он запланировал, поэтому оценки экспертов были достаточно единодушные в том плане, что губернатор, скорее всего, сумеет переизбраться, но недостаточно легко и просто.
В итоге Владимиров посрамил скептиков, при этом его избирательная кампания не была безальтернативной, она была достаточно яркая, и можно сказать, что перед избирателями он открылся с какой-то новой стороны, поэтому в итоге победа была убедительная, вопросов не возникло ни по легитимности, ни по качеству избрания.
В целом, если сейчас рассуждать на тему Владимирова и развития Ставрополья, начиная с того момента, когда он осенью 2013г. был назначен врио, Владимиров приходил в регион, о котором сложилось мнение, что это достаточно проблемный регион где-то на отшибе, такое степное захолустье. И первый срок своих полномочий Владимиров потратил на то, чтобы во многом этот миф рассеять. В том числе по выстраиванию взаимоотношений с элитами, а в любом регионе на Юге региональные элиты – это такой серьезный ресурс, который нельзя игнорировать.
Уже ближе к окончанию первого срока полномочий Владимиров сменил стратегию позиционирования, он стал более открытым, стал чаще выступать в средствах массовой информации, опробовал новые для себя и в принципе для региона форматы: и интернет-площадки, и прямые линии, и большие пресс-конференции (и в самом регионе, и в Москве в крупнейших федеральных агентствах). То есть сделал все для того, чтобы не самый позитивный имидж региона, который ранее складывался в глазах всей России, был развеян, а сильные стороны Ставрополья показывались более выпукло.
Расстановка новых приоритетов внутри региона была направлена на поддержание тех сильных сторон, которые есть у Ставропольского края. В первую очередь это, конечно же, аграрный сектор, это инвестиции в регион Кавказских Минеральных Вод, это туризм и создание новых производств и новых рабочих мест.
Понятно, что в ходе избирательной кампании Владимиров, как, впрочем, и все кандидаты, давал много обещаний, но ни одно из них нельзя было назвать нереализуемым и популистским. Он не презентовал воздушные замки. Абсолютно все заявленные им в ходе предвыборной кампании проекты и программы реализуемы, в том числе при поддержке федцентра. И тот факт, что за календарный год дважды Владимиров лично встречался с президентом, а также в регион приезжал глава правительства РФ, говорит о том, что первые лица государства видят в Ставропольском крае определенную точку роста для всего Юга России.
Еще хочется отметить важную установку Владимирова о том, что инвестиции должны идти не просто в производство или создание рабочих мест, инвестиции должны быть в первую очередь в человеческий капитал. Это и поддержка материнства, и строительство новых детских садов, школ, больниц, и поддержка талантливых подростков. И эта доктрина губернатора выстраивается в понятную систему развития региона, и теперь, по прошествии пяти-шести лет, что Владимиров руководит регионом, всем очевидно, что Ставропольский край уже не тот, что был, допустим, в 2013–2014гг.
Если смотреть цифры, то, к примеру, за последние шесть лет в 10 раз увеличился турпоток из дальнего зарубежья. Сейчас 87 тыс. зарубежных туристов ежегодно приезжают в Ставропольский край. Это просто взрывной рост для Ставрополья, не считая внутреннего туризма. При этом все же понимают, что Ставропольский край – это не Сочи и не Крым, не Петербург и не Москва, а иностранного туриста не обманешь, он достаточно избалованный клиент. Уверен, что такого роста не было бы, если бы в крае не происходили позитивные изменения.
Поэтому я думаю, что следующий год для Владимирова, будет не менее важен, ему нужно будет отрабатывать авансы, выданные в виде поддержки избирателей на выборах. Но то, как выстроена работа в регионе, какие расставлены приоритеты и насколько сильная поддержка у Владимирова, в том числе и на федеральном уровне, позволяет надеяться, что губернатор Ставропольского края оправдает надежды жителей региона и в 2020г.».
Подготовлено экспертно-аналитическим центром «Юг»