t.me/clubrf
Глава Чувашии:  в республике есть все предпосылки для организации производства домашнего пива в промышленных масштабах
11 марта 2019

Эксперты: в Хабаровском крае реализуют образовательный проект федерального уровня

Фото: edu.gov.ru

Три опорных школы Российской академии наук появятся в Хабаровском крае. Об этом сообщили в пресс-службе регионального правительства по итогам визита министра просвещения РФ Ольги Васильевой. Вице-президент РАН Алексей Хохлов в беседе с «Клубом Регионов» отметил, что проект опорных школ получил одобрение на самом высоком уровне: эту инициативу президент академии Александр Сергеев обсуждал с Владимиром Путиным. Академик РАО Евгений Ямбург считает, что участие регионов в создании опорных школ отвечает и задачам, озвученным президентом, и потребности населения. «Это абсолютно верное направление, тем более что президент поставил задачу войти в первую десятку и даже в тройку по образованию», – подчеркнул он.

В Хабаровском крае появятся три опорных школы Российской академии наук, передает пресс-служба регионального правительства. Такие школы будут работать на базе гимназии № 5, математического лицея в Хабаровске и лицея № 1 в Комсомольске-на-Амуре. «Школы выбирала Российская академия наук, исходя из рейтинга образовательных учреждений, которые существуют в стране. Кроме того, учитывалось местоположение и наличие академических институтов с подходящей структурой. Ежегодно стране необходимо 10 тыс. молодых ученых. Главная задача – сделать все возможное, чтобы дети в таких школах смогли развиваться и впоследствии продолжить исследования в своем регионе», – отметила министр просвещения РФ Ольга Васильева во время визита в Хабаровский край.

Проект опорных школ получил одобрение на самом высоком уровне. Как рассказал «Клубу Регионов» вице-президент Российской академии наук, профессор, доктор физико-математических наук Алексей Хохлов, эту инициативу президент РАН Александр Сергеев обсуждал с Владимиром Путиным. «Мы предложили наш проект, чтобы ученые могли проводить для школьников дополнительные курсы, чтобы можно было познакомить их с современной наукой. А дальше уже пошла работа с регионами, в каждом из 32 субъектов РФ мы начали искать человека, который мог бы быть ответственным за этот проект. Мы выбирали людей, которые имеют опыт работы со школьниками, которые будут вкладывать душу в этот проект и так далее», – сказал академик.

Напомним, недавно в своем послании президент отметил, что «глобальная конкуренция все больше смещается в область науки, технологий, образования». Он заявил о необходимости развития в регионах центров поддержки одаренных детей.

Как рассказал вице-президент РАН, академия будет работать в опорных школах с учениками и учителями, «начиная от учебных программ и заканчивая преподаванием, и предоставлением настоящего научного оборудования, и участием в создании лабораторий на базе школ». Он уточнил, что участвующие в проекте школы перейдут из муниципального подчинения в региональное.

Алексей Хохлов отметил, что в территориях, где РАН будет создавать такие школы, отнеслись к проекту с большим энтузиазмом: «Было много регионов, которые спрашивали: «Почему не мы?» Но тут уж мы отталкивались от результатов ЕГЭ, олимпиад, месте школ во всероссийском рейтинге: мы искали школы, в которые стоит вкладывать силы».

Профессор, академик Российской академии образования, заслуженный учитель России, директор Центра образования № 109 (Москва) Евгений Ямбург обратил внимание, что участие регионов в проекте создания опорных школ отвечает задачам, озвученным президентом, и потребности населения. Сам он руководит общероссийским проектом по созданию госпитальных школ при детских онкоцентрах. «Кстати, в Хабаровском крае мы такую школу уже открыли. И там люди хотят, чтобы образование было лучше, и в регионе есть потенциал для того, чтобы это сделать», – сказал он.

«Есть запрос на качественное образование, и если это образование опирается на серьезную глубокую науку, то результаты будут, – продолжает Ямбург. – Другое дело, что это затратная вещь. Для того чтобы образование было современным, мало просто хотеть этого. Сейчас появились совершенно новые инструменты, без которых образование просто не может быть современным, – это 3D-прототипирование, это робототехника, это серьезная работа, связанная с экспериментальной деятельностью. От мела и доски передовые российские школы давно уже ушли. Так что это абсолютно верное направление, тем более что президент поставил задачу войти в первую десятку и даже в тройку по образованию». При этом он подчеркнул, что, как правило, инновационное образование развивают школы в таких регионах, как Москва, Санкт-Петербург, а дотационным регионам идти по этому пути сложнее.

Проект РАН предполагает создание базовых школ по различным моделям: профильное обучение, углубленное изучение отдельных предметов, школа-лаборатория, школа при университете, рассказала «Клубу Регионов» зампред комитета Госдумы по образованию и науке, координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям» Любовь Духанина. Она подчеркивает: «Научная подготовка должна стать ядром учебного процесса, вокруг которого будет формироваться фундаментальное содержание образования XXIв.».

Опорные школы в Хабаровском крае будут иметь физико-математическую и информационно-технологическую, а также филологическую направленность, сообщил вице-президент РАН Алексей Хохлов. Он уточнил: «Базовые организации, которые будут отвечать за образовательную часть, – это региональные университеты и научные институты. Естественно, это создает дополнительные связи, и с большой вероятностью можно сказать, что те ученики, которых будут пестовать еще со школьной скамьи, будут дальше развивать свою карьеру в этих организациях», – считает академик. Таким образом, для регионов, особенно таких удаленных от Москвы, как Хабаровск, опорные школы РАН могут стать основой для борьбы с «утечкой мозгов» и качественного развития собственных научных центров.

«Молодые люди, окончившие такие школы, смогут в дальнейшем строить научную карьеру в региональных научных центрах», – подтверждает Любовь Духанина. При этом она отметила, что только создания опорных школ РАН для этого мало. «Выпускнику такой школы нужно дать четкую индивидуальную траекторию развития, вплоть до вариантов мест работы после окончания вуза. Это могут быть классические НИИ, опытные производства, высокотехнологичные стартапы. Спайка общеобразовательных школ с научным уклоном, крупных региональных университетов, бизнес-инкубаторов может привести к возникновению мощных кластеров, которые будут работать на развитие региона», – поделилась своим мнением депутат.

По данным пресс-службы областного правительства, сегодня интеллектуальный потенциал Хабаровского края – это 3,5 тыс. научных работников, включая около 400 докторов наук, более 2 тыс. ученых и специалистов в возрасте до 35 лет. Научно-педагогические кадры готовят в аспирантурах девяти вузов и семи научных организаций.

Версия для печати
Главное