Глава Роскосмоса Рогозин:  может быть, мы попробуем губернатора Азарова в космос отправить. Там по росту ограничение пока 180 см.
24 апреля 2019

Губернаторы Архангельской области и НАО договорились о создании единой авиакомпании

На фото: Игорь Орлов, Александр Цыбульский
Фото: пресс-служба администрации НАО

Авиаотряды и аэропорты Архангельской области и Ненецкого округа объединятся в авиакомпанию «Арктика» и холдинг «Аэропорты Арктики». Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты отмечают, что целесообразность создания новой авиакомпании заключается в удовлетворении реально существующей потребности жителей обоих регионов в работе внутренних рейсов. По словам губернатора Архангельской области Игоря Орлова, транспортную доступность в Арктике может обеспечить только авиация: «Сегодня необходимо наращивать не только мощности, но и содержательность при решении этой задачи, что в конечном итоге существенно отразится на качестве жизни на арктических территориях».

Архангельская область и Ненецкий округ создают совместную авиакомпанию «Арктика». Соглашение об этом было подписано губернаторами Игорем Орловым и Александром Цыбульским на Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога».

Авиакомпания будет создана на базе акционерных обществ «2-й Архангельский объединенный авиаотряд» и «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд». А на базе аэропортов и посадочных площадок Архангельской области и Ненецкого автономного округа будет создано предприятие «Аэропорты Арктики».

Маршруты авиакомпании свяжут города и населенные пункты двух регионов, также планируется запуск прямых рейсов из Архангельска и Нарьян-Мара в Москву и Санкт-Петербург.

Развивать авиаперевозки предполагается с применением воздушных судов отечественного производства.

Архангельский губернатор Игорь Орлов считает подписание соглашения о создании межрегионального перевозчика важным событием для обеих территорий: «В Арктике именно авиация позволяет обеспечить транспортную доступность. Сегодня необходимо наращивать не только мощности, но и содержательность при решении этой задачи, что в конечном итоге существенно отразится на качестве жизни на арктических территориях».

В случае с «Арктикой» речь не идет о создании межрегиональной компании с нуля, пояснил «Клубу Регионов» директор аэропорта Архангельск, депутат областного собрания Ваге Петросян. «Мы консолидируем работу региональных авиаотрядов и большинства посадочных площадок Архангельской области и НАО с абсолютным контролем со стороны области и округа. Конечно, этот проект не будет суперрентабельным. Единственные интересанты в его развитии – это наши регионы, которым нужно обеспечивать транспортную безопасность», – пояснил он.

Главный эксперт Центра экономики транспорта Высшей школы экономики Фёдор Борисов в беседе с «Клубом Регионов» отметил, что главное – это востребованность направлений, по которым собирается летать «Арктика», и экономика нового перевозчика, а именно источник его финансирования.

Борисов отмечает, что коммерческая составляющая этого проекта уходит на задний план, поскольку северные перевозки между отдаленными населенными пунктами – это вопрос социальный. «Если это дотационные перевозки, которые идут по федеральному постановлению 1242, то, наверное, нет нужды создавать отдельную авиакомпанию. Но если речь идет о местных субсидиях и власти решили, что им проще и понятнее будет через местную компанию их осуществлять, то резон может быть», – считает представитель ВШЭ.

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что внутри- и межрегиональные маршруты, на которые есть спрос, в России сегодня уже распределены между авиакомпаниями. «Но это мы говорим о спросе, который финансово обеспечен. Но есть еще спрос, который существует, который нужен, может быть, народному хозяйству, но люди себе не могут позволить его обеспечить. И вот тут возникает дилемма: должно ли государство брать на себя обеспечение этого спроса? Понятное дело, что такие маршруты должны субсидироваться, что должен быть перевозчик, который летает не на коммерческих условиях, а за субсидии государства, потому что у государства есть социальные гарантии», – говорит эксперт.

По словам Ваге Петросяна, в Архангельской области и НАО существует много территорий, куда по пять – семь месяцев в году нельзя попасть без авиации. При этом существует реальная потребность населения на осуществление внутрирегиональных перелетов, которые не осуществляют другие компании. «Яркий пример – это маршруты Сыктывкар – Котлас – Архангельск или рейс Котлас – Санкт-Петербург. Рейсы были полные», – сказал он. В то же время все внутренние рейсы, по которым будет летать «Арктика», субсидируются федеральным или региональными бюджетами, что на начальном этапе создает для компании своего рода финансовую подушку безопасности.

Создание холдинга «Аэропорты Арктики» позволит оперативно исправлять ошибки, допущенные при приватизации аэропортов, в результате которой многие из них просто перестали работать и не могут принимать не то что небольшие пассажирские самолеты, но даже вертолеты санитарной авиации, говорит Петросян.

В качестве примера он привел восстановление аэропорта в Котласе, где базировался собственный авиаотряд и который в нулевых годах был продан частнику вместе с единственной дорогой, которая к нему вела. «Нам стоило больших трудов, чтобы его выкупить. Сейчас он входит в структуру аэропорта Архангельск. Мы открыли оттуда рейсы, вернули туда основную группу специалистов. Такой же пример – аэропорт на Соловках, на реконструкцию которого в прошлом году нам удалось привлечь из федерального бюджета 2,3 млрд руб. [на реконструкцию его взлетно-посадочной полосы]. И таким же образом, только уже в межрегиональном масштабе, мы хотим построить работу холдинга «Аэропорты Арктики», потому что в Ненецком округе есть около 20 посадочных площадок, которые тоже нужно поддерживать и восстанавливать», – сказал собеседник «Клуба Регионов».

При этом объединение аэропортов в один холдинг позволит установить централизованное управление и производить централизованные закупки, что, по словам Петросяна, позволит сэкономить «не один десяток миллионов рублей».

Аналогичные перспективы дает создание единой авиакомпании. Как сказал собеседник «Клуба Регионов», это открывает более широкие возможности по аренде, лизингу и покупке воздушных судов. Петросян также сказал, что новый перевозчик не будет вытеснять с региональных рынков другие компании, но будет конкурировать с ними, что в конечном итоге принесет выгоду пассажирам – снижение цен на авиабилеты.

В планах у «Арктики» – выполнять рейсы и по востребованным южным направлениям – в Турцию и Сочи. «Эти маршруты не субсидируются, но по своей экономике они будут прибыльными. И в идеале за счет прибыльных направлений должны купироваться убытки от внутренних рейсов, за которые компании получают субсидии из региональных бюджетов на покрытие недополученной прибыли. А это должно разгрузить областной и окружной бюджеты», – сказал эксперт.

Добавим, первые полеты «Арктика» должна начать уже летом 2019г.

Версия для печати
Главное