Политолог:  на борьбе с Дегтярёвым запал жителей Хабаровска закончится, и следующего губернатора они будут воспринимать как мессию
30 июля 2020

Эксперты одобряют решение властей Белгородской области ввести систему мониторинга трудоустройства выпускников

На фото: Евгений Савченко с визитом в Белгородский машиностроительный техникум
Фото: belregion.ru

Систему мониторинга трудоустройства выпускников вузов и ссузов вводят в Белгородской области. Как сообщила замгубернатора Ольга Павлова, предполагается постоянно актуализировать базу данных о вакансиях и выпускниках, стимулировать НR-деятельность учреждений образования и, наконец, сопровождать выпускников после трудоустройства. Губернатор Евгений Савченко инициативу поддержал. Он заявил, что к мониторингу необходимо подключить пенсионный фонд и налоговую службу, чтобы отслеживать еще и уровень зарплат молодых специалистов. Данные мониторинга лягут в основу рейтинга учреждений образования.

В Белгородской области разрабатывают систему мониторинга трудоустройства выпускников высших и средних учебных учреждений. Механизмы этой системы обсудили на профильном совещании, которое провел губернатор Евгений Савченко.

Как сообщила замгубернатора, куратор проекта по модернизации системы среднего профессионального образования (СПО) Ольга Павлова, в 2020г. вузы и ссузы Белгородской области выпустили 12,4 тыс. человек. Среди выпускников техникумов и колледжей уже трудоустроены 49%, 32% пошли в армию, а 18% продолжат очное обучение. Не смогли найти работу всего 0,7%, или 29 человек, но эту проблему власти планируют решить до 1 сентября. «Техникумами и колледжами проводится работа с ребятами и их потенциальными работодателями. Хочется отметить, что, несмотря на текущую экономическую обстановку, показатель нетрудоустройства выпускников СПО в этом году значительно ниже среднего по стране», – обратила внимание Павлова. Отметим, в среднем в России не смогли трудоустроиться 2,3% таких выпускников.

Вместе с тем Павлова отметила необходимость проведения мониторинга закрепления молодых специалистов на рабочих местах. Для этого, по ее словам, необходимо выполнить три условия: постоянно актуализировать базу данных о вакансиях и выпускниках, продвигать их трудоустройство как НR-услугу, оказываемую образовательными организациями работодателям, и, наконец, сопровождать выпускников после трудоустройства.

Губернатора Савченко в свою очередь заявил о необходимости организовать трудоустройство выпускников начиная еще с младших курсов. Сопровождение каждого из них, по мнению главы региона, необходимо осуществлять в течение пяти – десяти лет, а для более эффективной работы привлечь к ней пенсионный фонд и налоговую службу. Он предложил учитывать показатели трудоустройства и размера зарплаты молодых специалистов при рейтинговании учреждений СПО.

Комментируя белгородскую инициативу, член Общественного совета при Минтруда и соцразвития РФ Михаил Киселёв обратил внимание, что, например, в каждом вузе уже действуют центры карьеры, которые должны помогать студентам в поиске работы. Если речь идет об их перезагрузке или создании подобных центров там, где их нет, то Киселёв считает это правильным. Он также поддержал создание системы мониторинга трудоустройства, отметив, что учебные учреждения практически не имеют представления о судьбе своих выпускников, а всё, что сейчас удается узнать, встали они на учет на биржу труда или нет. Что касается многолетнего мониторинга трудоустройства, зарплаты молодых специалистов и так далее, то собеседник «Клуба Регионов» подчеркивает важность правильного использования полученной информации. «Это будет хорошая аналитика. Если на основе этой информации власти и учебные учреждения будут корректировать свои действия, тогда это будет эффективный инструмент. Вопрос в применении. Но, зная Белгородскую область как новатора, где к делу подходят серьезно, думаю, там будет создана эффективная система», – поделился своим мнением Киселёв.

Профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков поддерживает решение руководства Белгородской области создать систему мониторинга выпускников, но считает, что контролировать их трудоустройство эффективно в первый год после выпуска. Он пояснил свою точку зрения: «Самое главное – это первое место работы после выпуска. Если оно соответствует полученному образованию, то это показатель, что это образование востребовано на рынке труда». «При этом очень важно, чтобы связи с работодателем и организация первого трудоустройства формировались еще в процессе обучения», – добавил эксперт.

Отметим, внимание властей Белгородской области к системе СПО позволило вывести ее на новый уровень развития. Одной из заметных инициатив стало создание наблюдательных советов при ссузах, в которые вошли представители предприятий и организаций, заинтересованных в воспитании рабочих кадров. Эти организации выступают в качестве якорных работодателей, что позволяет в полной мере развивать дуальное образование, когда теоретическую часть студент получает в техникуме, а практическую – в реальных условиях на предприятии. Добавим, по данным 2019г., якорные работодатели и работодатели-партнеры обеспечили прием 90% молодых специалистов.

Михаил Киселёв также отмечает важность того, чтобы уже во время учебы студенты получали опыт работы на производстве или в студенческих отрядах, где потенциальный работодатель может оценить их компетенции. Он подчеркивает, что ответственный работодатель, нацеленный на будущее, сам понимает значимость подобного взаимодействия с властями и с учебными заведениями. «Сегодня требования работодателя меняются очень динамично, и все это должно влиять на процесс образования. И если работодатель находится в наблюдательном совете образовательной организации и если он заинтересован в сотрудничестве, то это 100-процентный диалог, это возможность корректировать образовательный процесс, создавать новые возможности. Если работодатель видит, каких выпускников готовят ссузы и вузы, то понятно, что он будет забирать их себе», – сказал Киселёв.

Добавим, ранее белгородский губернатор заявил, что в систему мониторинга должны быть включены и выпускники 9 и 11 классов школ. Он заявил, что 2019г. «в никуда» из школ ушли 152 человека и допустить повторения этой ситуации нельзя.

Версия для печати