Иркутская область
24 октября 2017

Сергей Левченко:

Байкал остается самым чистым озером в мире, и мы должны его таким и сохранить

Иркутскую область чуть более двух лет назад возглавил коммунист Сергей Левченко. Подводя предварительные итоги работы в регионе, он рассказал, как за четыре месяца можно «залатать дырку» в бюджете в 5 млрд руб. и вдвое сократить долг региональной казны, почему у главы региона есть вопросы к инвесторам одной из первых в России ТОР «Усолье-Сибирское», какие надежды возлагает область на строительство газопровода «Сила Сибири» и о том, когда будет в Иркутске новый аэропорт.

Корреспондент: Сергей Георгиевич, два года назад, в октябре 2015г., после победы на выборах вы заняли пост губернатора Иркутской области. Какие перемены произошли в регионе за эти два года? Чего удалось добиться?

Сергей Левченко: В конце 2015г. было много серьезных проблем. Надо было оперативно решать, что делать с дыркой в бюджете на сумму 5 млрд руб. – тогда ее удалось закрыть за счет федеральных источников, одновременно разрабатывали антикризисный план и Стратегию социально-экономического развития на долгосрочный период. Антикризисный план мы запустили уже на следующий год в январе, он был рассчитан на год, выполнили его за четыре месяца и перешли на устойчивое финансирование, закончив 2016г. с профицитом регионального бюджета.

Экономика региона также показала положительные результаты: рост ВРП по итогам 2016г. оценивается на уровне 105,7%, объемы промышленного производства увеличились на 4,2% в сопоставимых ценах, инвестиции в основной капитал – на 17%. А в первом полугодии 2017г. рост промышленного производства составил 109,4% при общероссийском темпе роста промышленности 2–2,5%.

Как это достигается? Рычагов много, но прежде всего государство само должно вкладывать средства в экономику. Мы в два раза увеличили объемы строительства в этом году – социальных объектов, дорог, инфраструктуры. У нас самая дешевая электроэнергия в России – это тоже наше преимущество наряду с экономическими зонами, со льготными условиями, промышленными кластерами.

Корр.: Но долг в бюджете региона все равно остается. Планируется ли его снижать или реструктуризировать?

Левченко: По сравнению с другими регионами он не такой уж большой – 13% от собственных доходов. К 13% мы пришли за два года, в 2015г. долг был в два раза больше. Мы увеличили собственную доходную базу. В этом году мы установим рекорд: собственная доходная база будет свыше 100 млрд руб. Кроме того, произошло снижение затрат на обслуживание госдолга.

Корр.: Вы упомянули о создании в регионе территорий со льготными условиями ведения бизнеса. Территория опережающего социально-экономического развития «Усолье-Сибирское» появилась одной из первых в стране. Недавно она получила с вашей стороны не очень высокую оценку с точки зрения активности инвесторов. Есть ли понимание, каким образом ее активизировать?

Левченко: Не могу сказать, что ТОР «Усолье» успешно привлекает инвесторов. В прошлом году на момент создания ТОР было заявлено пять резидентов. На мой взгляд, они изначально не совсем серьезно подошли к делу. Больше хотели получить, чем отдать. В итоге осталось две компании. Еще порядка пяти, с серьезным промышленным замахом, мы приводим в ближайшее время.

В числе потенциальных резидентов называлась китайская Sinopec. С ней мы провели переговоры по организации газохимического производства не только в ТОР, но и в Саянске (химпредприятие «Саянскхимпласт»). Но территория Усольской ТОР для них все-таки маленькая, и газ в Усолье придет на втором этапе после Саянска, поэтому им предложено переориентировать свой проект на Саянск.

Корр.: Для региона одной из масштабных проблем является газификация, при наличии собственных газовых месторождений уровень газификации достаточно низкий. Как решается этот вопрос?

Левченко: Конечно, запасы газа в регионе очень большие – крупное Ковыктинское месторождение и еще около 60 малых. И было бы странно просто гнать его в трубу и не использовать.

Есть распоряжение правительства РФ от августа 2015г., которое закрепляет планы по строительству ответвления от газопровода «Сила Сибири» на юг региона. Мы надеемся, что участок от Ковыктинского месторождения будет строиться в первоочередном плане. Мы будем обсуждать это в ближайшее время на совместной рабочей группе с «Газпромом».

Мы рассчитываем, что в ближайшее время мы начнем газифицировать за счет Ковыкты первые населенные пункты в Жигаловском районе. Кроме Саянска газопровод будет проложен и до Усолья, Ангарска и Иркутска. Там расположены крупные промышленные предприятия, поэтому уже сейчас у нас есть готовые предложения по объемам потребления. Мы ведем переговоры с «Базэлом». Они заканчивают сейчас технико-экономическое обоснование перевода Ново-Зиминской ТЭЦ на газ.

Корр.: ТЭЦ Байкальска – достаточно сложный объект коммунальной инфраструктуры в регионе. Как решается вопрос с заменой этого теплоисточника? Выбрана ли альтернативная технология?

Левченко: Выбран принципиальный подход к сырью для теплоисточников, их будет несколько. Выбрана принципиальная схема теплоснабжения Байкальска и туристической зоны «Ворота Байкала». В ближайшее время будут подписаны документы.

По действующей ТЭЦ тоже принято решение. Мы убедились, что она не по зубам муниципалитету: расходы на ремонт, уголь и аварийный запас превышают бюджет самого Байкальска. На ее существование из федерального и областного бюджетов ежегодно направляются сотни миллионов рублей – 620 млн руб. за три года. В следующем году мы заберем этот теплоисточник на областной уровень.

Корр.: Ранее говорилось о перспективах создания в Байкальске ТОР на площадке закрывшегося целлюлозно-бумажного комбината. Что с этим проектом, и планируется ли в регионе открывать новые территории со льготным ведением бизнеса?

Левченко: Да, такая возможность относительно Байкальска прорабатывалась. Но она оказалась неперспективной. Байкальск не подходит по формальному признаку: в его границах есть туристская ОЭЗ. Но у нас есть другие моногорода, готовые к организации ТОР.

Проект постановления правительства РФ по созданию ТОР в Саянске проходит согласование на федеральном уровне. По городу Черемхово мы уже представили документы в Министерство экономического развития России. Мы не исключаем возможности того, что в перспективе необходимость в ТОР появится в городе Железногорск-Илимский, для которого градообразующим является Коршуновский ГОК «Мечела». Мы не исключаем, что в перспективе комбинат может приостановить работы, поскольку исчерпываются запасы Коршуновского карьера. Есть также другие месторождения железной руды, но они расположены не так удобно.

Корр.: В сентябре этого года в стране закончила свое действие программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. Можно ли подвести ее итоги на уровне региона?

Левченко: В советские годы на территории Иркутской области были развернуты 17 ударных комсомольских строек – БАМ, новые города, электростанции. Тогда было возведено огромное количество временного жилья, и во многих таких домах до сих пор продолжают жить люди. Отсюда и самое большое в России количество ветхого жилья. Сейчас программа переселения выполнена у нас примерно на 70%, сильно отстает город Братск. У нас два с половиной месяца на то, чтобы закончить незавершенное в Братске строительство.

Но этой программой все аварийное жилье не исчерпывается. У нас примерно 1250 домов, состояние которых уже на грани – с износом около 70%. В 2018г. нам предстоит провести инвентаризацию, чтобы понять, какие из них еще все-таки подлежат капитальному ремонту, а какие – нет, чтобы подготовиться к продолжению реализации этой программы, которая может быть профинансирована правительством РФ уже в 2019г.

Корр.: Аэропорт Иркутск – последний из крупных аэропортов, находящихся на данный момент в государственной собственности. Интерес к нему велик, СМИ внимательно следят за решением региона о привлечении инвесторов к развитию авиаузла. На какой стадии сейчас этот проект?

Левченко: Стоимость строительства нового аэропорта (действующий находится в черте города и ограничен в развитии) составляет порядка 2 млрд долларов. Действует распоряжение правительства РФ о выделении порядка 22 млрд руб. на строительство новой взлетно-посадочной полосы. У нас есть дорожная карта для подготовки конкурсной документации, есть потенциальные инвесторы.

Считаю, что, во-первых, монополистов среди инвесторов быть не должно, а во-вторых, обязательно должна быть сохранена доля государства. В ближайшие месяцы постараемся выйти на конкурс по выбору инвесторов. Опыт проведения такого рода конкурсов в России, скажем прямо, негативный. Поэтому с региональным управлением антимонопольной службы мы договорились, что сначала проведем экспертизу конкурсной документации, чтобы предусмотреть подводные камни.

На строительство новой воздушной гавани уйдет не менее шести – семи лет. Но в действующем аэропорту быстрыми темпами увеличиваются пассажиро- и грузопоток, поэтому мы будем его модернизировать. Думаю, что в 2019г. сможем ввести в эксплуатацию новый терминал. На данный момент занимаемся для этого решением спорных земельных вопросов.

Корр.: Росрыболовством недавно было принято решение временно запретить вылов омуля. В момент обсуждения говорилось о том, что запрет достаточно серьезно отразится примерно на 15 тыс. жителей побережья Байкала, чей доход так или иначе связан с производством или продажей рыбы. Насколько это решение оправданно?

Левченко: Решение тяжелое, но, на мой взгляд, на какое-то время необходимое. Правда, одного его недостаточно. Необходим более жесткий контроль браконьерского вылова, особенно в период нереста. Но это в большей степени касается Бурятии, потому что омуль приходит на нерест в реки на восточной стороне Байкала.

Мы сейчас сконцентрировались на рыборазведении. Приняли решение заняться зарыблением Братского моря (водохранилище Братской ТЭС на Ангаре), где гораздо теплее температура воды и рост особи происходит в два раза быстрее. Есть также планы по зарыблению других водоемов Иркутской области. Меры поддержки местного населения в данном случае типовые – переобучение и помощь в трудоустройстве. Поддерживаем и создание малого бизнеса местным населением.

Корр.: В сентябре этого года в Иркутске прошел первый Байкальский экологический водный форум. Одной из его задач назывался выбор наилучшей технологии для очистных сооружений на Байкале. Есть ли понимание, что дальше с этой технологией нужно будет делать?

Левченко: Я специально пригласил на этот форум представителей различных международных организаций, включая ЮНЕСКО. Мы выехали на Байкал, зачерпнули, попили воду. Все убедились в качестве этой воды. Байкал остается самым чистым озером в мире, и мы его должны таким и сохранить.

По итогам форума мы отобрали лучшие технологии. На Байкале 113 населенных пунктов: где-то живут 15 человек, а где-то и несколько тысяч. Для них нужны разные технологии и разного типа оборудование. Для начала мы займемся проектированием десяти очистных сооружений, на это запланированы средства областного бюджета при софинансировании за счет ФЦП по охране озера Байкал.

По материалам ТАСС

Версия для печати
Главное