Губернатор Жвачкин:  я три года спрашивал, почему трава на газонах не растет? Массово меняли землю в Томске еще купцы!
9 апреля 2019

Камчатка готовит профессиональные кадры для резидентов ТОР

Фото: worldskills.ru

Камчатский край в течение нескольких лет развивает систему дуального образования, которая предполагает тесное взаимодействие предприятий с образовательными учреждениями. Сегодня ссузы края работают с компаниями региона по 13 образовательным программам. В итоге уже в ближайшие годы край может выйти на кадровое самообеспечение. «Для Камчатки модель дуальной подготовки кадров может стать стержнем, позволяющим привлечь и закрепить на рабочих местах молодежь, обеспечить качество продукции местного производства, сделать регион жизнеспособным и конкурентоспособным», – считает специалист Федерального института образования Екатерина Есенина.

Развитие дуального образования в Камчатском крае обсудили представители региональных властей и предприятий на III Форуме предпринимателей. Дуальная модель предполагает тесное взаимодействие предприятия с учебным заведением.

Несмотря на то что в 2014г. край не вошел в число пилотных регионов, выбранных Агентством стратегических инициатив для внедрения дуальной модели подготовки кадров, в 2016г. на Камчатке решили самостоятельно запустить этот проект: сегодня регион вышел в лидеры по темпам экономического развития и остро нуждается в квалифицированных кадрах. «Кадровое обеспечение бизнеса – очень актуальная проблема, особенно для Камчатки. Считаю крайне важным активное участие самого бизнеса в этом вопросе. Только сам бизнес может определить, сколько и кого надо готовить на перспективу, когда и какой квалификации специалисты будут востребованы. Поэтому необходимо наладить эффективную коммуникацию со всеми участниками рынка труда», – подчеркнул губернатор Камчатского края Владимир Илюхин в инвестиционном послании.

О заинтересованности бизнеса в данном сотрудничестве говорит статистика: если на старте проекта краевые учебные заведения работали с девятью предприятиями, то сегодня к программе дуального образования подключилось более 30 предприятий, которые вместе с учебными заведениями готовят кадры по 13 образовательным программам. Это обеспечивает региону ежегодную подготовку более 1,5 тыс. специалистов.

Как отмечает ведущий научный сотрудник Центра профобразования и систем квалификаций Федерального института развития образования РАНХиГС Екатерина Есенина, именно дуальная система подготовки кадров может стать важным инструментом экономического развития территорий. «Для удаленных и малонаселенных регионов модель дуальной подготовки кадров может стать стержнем, позволяющим привлечь и закрепить на рабочих местах молодежь, обеспечить качество продукции находящегося на территории региона производства, сделать жизнеспособным и конкурентоспособным регион, – отметила эксперт в разговоре с «Клубом Регионов». – Но дуальная система требует серьезных усилий и изменений не просто в профессиональных образовательных программах, но и в стратегии социально-экономического развития региона и системе подготовки кадров в целом».

По мнению Есениной, наиболее успешными в реализации модели становятся региональные системы, в которых определена организация-координатор взаимодействия, выстроен механизм участия каждой профессиональной образовательной организации в подготовке кадров для определенного развитого в регионе экономического сектора. Для Камчатки таким координатором являются Корпорация развития Камчатки и региональное правительство.

«Для любого губернатора успешно выстроенная дуальная система подготовки кадров – качественный маркер его деятельности. Если подготовить учащихся на хорошем уровне, то они останутся работать в регионе. Кроме того, это повестка на длинный горизонт (перспектива на три-четыре года обучения, плюс адаптация на предприятии): на все про все уйдет до пяти лет», – говорит замдекана факультета рыночных технологий РАНХиГС Юлия Игнатьева.

Ключевая проблема реализации дуальной модели, по словам Инатьевой, – нехватка у бизнеса средств для инвестирования в образовательные программы ссузов. В Камчатском крае эта проблема решается благодаря активному развитию ТОР «Камчатка», одной из задач которой является создание новых рабочих мест. Сегодня «Камчатка» – самая многочисленная из всех дальневосточных территорий опережающего развития и насчитывает 77 резидентов. Еще большее число инвесторов – 117 – воспользовалось режимом Свободного порта, который распространен на Петропавловск-Камчатский. Сумма уже заявленных проектов превышает 44,6 млрд руб., реализация которых позволит создать более 8 тыс. рабочих мест. По словам Илюхина, в перспективе к 2023г. ТОР может дать региону порядка 13 тыс. новых рабочих мест, треть из них потребует специалистов высокой квалификации.

Важность развития профессионального образования в тесной связке с потребностями региональной экономики не раз подчеркивал и президент РФ Владимир Путин. По словам главы государства, в последние годы Россия сделала значительный шаг в развитии дуального образования, где «тесно интегрированы и обучение, и практика», а бизнес все чаще «берет под свое начало колледжи и техникумы, активно участвует в проведении чемпионатов по рабочим профессиям по стандартам WorldSkills».

«При модернизации системы профессионального образования нужно обязательно учитывать стратегию регионального развития, инвестиционные проекты, которые планируются к реализации в регионах и в целом в стране, – отметил президент на совещании по вопросу развития системы среднего профессионального образования в марте 2018г. – Нужно прогнозировать кадровые потребности организаций социальной сферы, ведущих отраслей и предприятий. Именно они должны определять требования к учреждениям профобразования, к содержанию и результатам их работы. Такое взаимодействие позволит укрепить кадровый потенциал регионов, создать надежные гарантии для трудоустройства выпускников».

Добавим, что Камчатка подключилась к международному движению WorldSkills в 2016г. В 2019г. региональный чемпионат «Молодые профессионалы» состоялся в Камчатском крае уже в третий раз. За это время масштаб мероприятия вырос с 27 участников и пяти компетенций до 110 участников, которые соревновались по 18 компетенциям.

Версия для печати
Главное