Кемеровская область
26 августа 2022

При губернаторе Цивилеве Кузбасс получил почти 1,5 тысячи новых городских автобусов

Политика полного обновления общественного транспорта в Кузбассе, которой Сергей Цивилев придерживается с самого начала губернаторства в 2018г., дает свои результаты. Кроме очевидного комфорта пассажиров, улучшения безопасности перевозок и формирования комфортной городской среды, есть уже и имиджевые приобретения на уровне страны: по итогам исследования возраста электротранспорта в 115 городах ВЭБ.РФ включил Новокузнецк в пятерку лидеров по обновлению троллейбусов и трамваев. Эксперты поддерживают выбор руководства региона, так как считают электротранспорт по-прежнему самым экологичным.

«Мы постоянно обновляем общественный транспорт: за последнее время появилось 1400 новых, современных, комфортных автобусов. Только в Новокузнецке с 2018г. на обновление парка и инфраструктуры городского электрического транспорта затрачено свыше 4 млрд руб. из федерального, регионального и городского бюджетов. На эти средства для города приобрели более 50 единиц современного и экологичного электротранспорта – 23 троллейбуса и 29 трамваев», – рассказал Сергей Цивилев.

Первое пополнение – троллейбусы с увеличенным автономным ходом – вышли на линию в начале 2019г., а основное обновление началось в рамках реализации федерального проекта «Чистый воздух» нацпроекта «Экология». В 2021г. в трамвайных депо Новокузнецка появилось 20 новых трамваев с кондиционерами, пандусами, USB-зарядниками и 19 троллейбусов. Это позволило обновить парк на 30 и 55% соответственно. Кроме того, власти заключили контракты о поставках в текущем и следующем годах, идет капитальный ремонт трамвайных путей и инфраструктуры горэлектротранспорта, а с мая по Новокузнецку в экспериментальном режиме курсирует электропоезд. Запланировано строительство новых участков контактной сети и трамвайного кольца на привокзальной площади.

Доктор экономических наук, заслуженный работник транспорта РФ Александр Солодкий отмечает: «Электротранспорт – трамвай, троллейбус – был и остается самым экологичным, экономичным. Главное – не запускать состояние общественного транспорта, как это произошло в ряде городов страны. Если мы хотим, чтобы был нормальный общественный транспорт, то тогда в него надо вкладывать деньги, никуда от этого не деться. Он во всем мире дотированный, даже в тех странах и городах Запада, где высокие цены на проезд. А вкладываться надо, потому что общественный транспорт, прежде всего, играет социальную роль. Его функция – жизнеобеспечение населения. Поэтому я сторонник электротранспорта. Сейчас у нас в стране в транспортную систему городов вместо троллейбусов все больше внедряются электробусы, но в любом случае это электрический транспорт, для которого не нужно строить рельсы, и он имеет большую маневренность».

Эксперты позитивно оценивают действия главы Кемеровской области по сохранению трамвайно-троллейбусной сети в столице южной агломерации и в целом в регионе. В отличие от Перми, Липецка, Астрахани, Тюмени, Твери, Благовещенска, Кургана и некоторых других российских городов, кузбассовцам повезло больше: здесь не жертвуют трамвайными депо и троллейбусными парками ради строительства торговых центров или передела рынка перевозок в чьих-то коммерческих интересах. «Сегодня многие города идут по пути заключения соглашений с ВЭБ.РФ, Внешэкономбанком и другими компаниями для сохранения и модернизации электротранспорта. Нужно искать пути, есть различные программы. Я не сторонник того, чтобы с городских дорог убирали электрический транспорт. Это сегодня, наоборот, одна из перспектив привлекательности. Автобусы на газомоторном топливе – очень хорошо, но троллейбусы незаменимы», – комментирует доктор технических наук, член правления Ассоциации транспортных инженеров Игорь Пугачёв.

Еще один собеседник «Клуба Регионов», председатель Российского экологического общества Рашид Исмаилов отмечает: «Все, что касается экологизации транспортной системы, все на пользу качеству атмосферного воздуха. На городской транспорт приходится существенная доля загрязнений. При этом выбор вида транспортных средств во многом зависит от наличия поддерживающей инфраструктуры. Без достаточной базы заправочных станций любая альтернатива не будет иметь эффекта. Я лично склонен к газомоторке – для России это оптимальный выбор по комфорту пользования, доступности, экономике и экологичности. Но, повторю, все зависит от специфики города. Есть генпланы развития городов, там все обосновано».

В Новокузнецке с началом реформы общественного транспорта все городские автобусы как раз уже перевели на газомоторное топливо. Всего этот второй по численности населения город Кемеровской области получил 85 новых автобусов, работающих на природном газе. До реформы износ местного автопарка составлял около 80%.

К 2024г. в рамках нацпроекта планируется снизить объем выбросов в атмосферу Новокузнецка на 77,07 тыс. тонн, или на 21,51% к уровню 2017г. Этому способствует комплексная работа по модернизации транспорта, которая является частью программы социально-экономического развития Кузбасса до 2024г., утвержденной по поручению президента РФ Владимира Путина. В Кемерово в этом году пришло 289 современных автобусов, до конца октября поступит еще 41. Кроме того, благодаря включению в нацпроект «Экология» в областной столице планируют обновить электротранспорт. Всего в 2022–2023гг. Кузбасс получит дополнительно 5,2 млрд руб. на реализацию мероприятий проекта «Чистый воздух».

По словам губернатора, до конца 2022г. предстоит обновить электротранспортный парк Новокузнецка до 80%, что станет значительным вкладом в экологию. «Темпы сохраним в частности благодаря федеральному финансированию», – уверен Сергей Цивилев.

Версия для печати