Магаданский губернатор Носов:  объединение, восстановление Русского мира остановить невозможно
16 августа 2022

Эксперт: создание агломераций в Кузбассе может стать важным сигналом для федерального центра

Сергей Цивилев опубликовал программную статью «Развитие КуZбасса: южная и северная агломерации». Сам региональный закон об агломерациях, принятый депутатами по инициативе губернатора в апреле 2022г., Цивилев назвал «новым принципиальным подходом в развитии территорий», а в статье подробно показал, как наряду с развитием производства в Кемеровской области будут создаваться условия для комфорта каждого жителя. Эксперты считают, что опыт Кузбасса может стать сигналом для Москвы, так как на федеральном уровне еще отсутствует правовое регулирование агломераций. Кроме того, обращает на себя внимание развитие креативной индустрии и человеческого капитала в промышленном угольном регионе.

Активно строятся и вводятся в эксплуатацию больницы, ФАПы, школы, детские сады с бассейнами и киностудиями. В Новокузнецке предстоит открыть Центр трансплантологии по пересадке печени (в перспективе – мультиорганного донорства) и подразделение Регионального сосудистого центра. В 2023г. там же, в Новокузнецке, начнет работу первый в России филиал московской «Академии джаза» (уже подписано соглашение с народным артистом РФ Игорем Бутманом).

«На бюрократическом языке это называется работа с человеческим капиталом, а если говорить проще, разностороннее развитие будущих поколений, – комментирует политолог, руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Пётр Кирьян. – Понятно, что промышленный кластер никуда не денется, он останется, и можно сколько угодно заниматься угольной экономикой или вопросами энергетики. Другое дело, что они явно не будут забирать много рабочих рук молодого поколения. Поэтому совершенно логично давать старт развития на уровне дошкольных и школьных учреждений, потом уже ссузов и вузов, в том числе нужен целевой набор в разные федеральные вузы от региона. Выхлоп, конечно, будет не сразу и не через пять лет, но зато лет через 15 Кузбасс получит то, что называют «сервисная экономика» или «новая экономика», «новые индустрии» или «адаптация старых индустрий к новым требованиям». И получит уже за счет людей, которые выросли на образовательном кластере Кемеровской области».

Собеседник «Клуба Регионов» напомнил, что в ряде российских регионов уже реализуются похожие проекты (например, разрастается большой Краснодар, в доступном для автомобилей радиусе появляется сопутствующая инфраструктура). При этом не всегда развитие агломераций проводится через законодательную инициативу, как в Кемерове и Новокузнецке.

«Я думаю, там это связано с тем, что формирование агломераций вокруг крупных городов видится не только как проект расширения узких мест, но и как административная реорганизация. Без законодательной инициативы это, к сожалению, невозможно, и это вполне здравое решение. Я думаю, заксобрание и администрация губернатора прикидывали, для чего они это делают и какие последствия хотят получить в разных сферах. Это будет определенная модель, и после этого те регионы, которые видят необходимость четкого административного видения, как грамотно развивать территории, прилегающие к городам и районам, могут пойти в том числе путем прописывания агломераций как группы муниципальных образований, которые объединены единой географической границей и зависят друг от друга транспортно, социально, культурно. А интересы муниципальных образований, которые входят в агломерацию, еще более понятны: включение в бюджетные и программные истории больших городов; соответственно, они получают ресурс, чтобы решать свои проблемы или получать его быстрее. На одной территории легче перекидывать средства», – добавил Пётр Кирьян.

В программной статье губернатор Кузбасса также акцентирует внимание на том, что в некоторых странах начали придумывать и разрабатывать новые модели развития больших населенных пунктов, специалисты и эксперты рассматривают вариант линейного развития городов: «Это когда мегаполис приостанавливает развитие, от него строится скоростная трасса протяженностью 200 км, и на другой стороне дороги строится новый город – развитие продолжается тут и на съездах к маленьким городам. И в каждой территории создаются комфортные условия – что в большом городе, что в малом населенном пункте. Это и называется линейное развитие городов. Это видится в мире как будущая модель. А в Кузбассе это уже реализовано. У нас два крупных города – Кемерово и Новокузнецк, они соединены скоростной трассой».

Директор Центра геодемографии и пространственного развития МГУ Александр Панин считает: «Здорово, что Кемеровская область отважилась на создание собственного нормативного контура развития агломераций. В Кемеровской области их две – Новокузнецкая и Кемеровская, в которых совокупно проживает более 85% населения региона. Возможно, это станет важным сигналом для федерального центра. Дело в том, что пока на федеральном уровне отсутствует правовое регулирование агломераций. Хотя сама тема является ключевой в Стратегии пространственного развития России. Сегодня по-прежнему агломерации – это неправовые и бесстатусные территориальные образования, состоящие из бисера отдельных муниципалитетов, для которых нет общепринятых критериев. Даже официальная статистика по ним сейчас не ведется. В этих условиях формировать комплексные программы развития, строить инфраструктуру и создавать реалистичный инвестиционный портфель просто невозможно. В итоге страдают жители».

Ранее Фонд «Институт экономики города» в Москве проанализировал программные документы из субъектов РФ по вопросам развития городских агломераций и практику управления ими. Например, свой опыт в этой сфере есть в Нижегородской области, Белгородской, Ростовской, Челябинской, в Приморском крае.

«Для Кузбасса эта тема еще более актуальна, чем для средней полосы России. Территория области достаточно плотная; сгущение населенных пунктов, в том числе крупных. Конечно, у области своя специфика, населенные пункты – это угольные города и отстоящие от них поселки. Поэтому независимо от желания или действий органов публичной власти формируются агломерации. Между близко расположенными населенными пунктами возникают интенсивные трудовые связи, общие рынки жилья, закупок, общая транспортная система. Иногда и коммунальная система одного города обслуживает часть территории или всю территорию другого города. Ты можешь жить в небольшом городе, но при этом у тебя в доступности – полчаса, час езды – театры, музеи, парки. И больше возможностей в выборе работы. То есть это условия для роста и экономики, и человеческого капитала. И складываются реальные предпосылки к тому, что города растут, дороги строятся, люди начинают себя вести более свободно – живут в одном населенном пункте, работают в другом, а прописаны вообще в третьем по соседству. И этим процессом надо как-то управлять. Отсюда и возникает вопрос о приоритетах государственной политики. А дальше уже кто как это понимает и какие действия предпринимает», – комментирует генеральный директор Фонда «Институт экономики города», профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ Александр Пузанов.

Директор Центра региональной политики РАНХиГС, доктор экономических наук Владимир Климанов продолжил тему: «Процесс создания агломераций носит пока неформализованный характер, потому что сам термин «городская агломерация» на федеральном уровне отсутствует, хотя уже входит в многочисленные нормативные правовые акты как на правительственном уровне, так и в отдельных регионах. Кемеровская область действительно в числе тех немногих субъектов РФ, которые приняли свои законы. В некоторых субъектах даже создаются специальные органы исполнительной власти, у которых хотя бы в части названия уже фигурирует термин «агломерация». Например, в Нижегородской области есть такое профильное министерство. Этот термин все больше врывается в текущую деятельность. Поэтому, с одной стороны, вопрос носит уникальный характер, а с другой – сейчас он находится в тренде, связанном как раз с повышением значимости агломераций».

Эксперт напомнил, что в этом году было принято постановление правительства РФ, конкретизирующее порядок разработки и согласования долгосрочных планов развития городских агломераций с населением более 250 тыс. человек. В связи с этим Кемеровская область выглядит на карте страны уникально.

«Потому что гораздо реже, чем моноцентричные агломерации, складываются агломерации полицентричные, в которых сразу несколько крупных городских ядер с примыкающими к ним пригородными зонами. Чаще всего такого рода полицентричные агломерации складываются как раз в районах угледобычи, и Кемеровская область – типичный пример полицентричной городской агломерации. Сразу много населенных пунктов, они обладают тесными хозяйственными, социальными и культурными связями. Как наиболее близкий аналог Новокузнецкой и Кемеровской агломераций я бы назвал Рурский район в Западной Германии. Похожая ситуация и в Донецкой республике», – пояснил Владимир Климанов.

В программное статье Сергея Цивилева особое внимание уделено губернаторским социальным программам, поддержке предпринимателей, безопасности дорожного движения, строительству еще одного международного аэропорта, а также комфортному и выгодному отдыху кузбассовцев на курорте Шерегеш. Один из крупнейших спортивных объектов – Арена Кузнецких Металлургов, соответствующий требованиям КХЛ, должен быть сдан в начале 2023г. А совсем скоро, в сентябре, в Кемерове откроется «Кузбасс-Арена» – самый масштабный за Уралом спорткомплекс, построенный к международному форуму «Россия – спортивная держава». По распоряжению президента РФ Владимира Путина форум пройдет в этом году в Кузбассе.   

Версия для печати