Президент Путин:  будем идти только вперед, побеждать ради своих семей и ради России!
13 октября 2022

Новый кировский губернатор Соколов продолжает сомнительные проекты своего предшественника Васильева

Новый губернатор Кировской области Александр Соколов на планерке в правительстве поднял вопрос реализации проекта, который собирались реализовать при его предшественнике Игоре Васильеве, – объединение муниципальных водоканалов в одно ГУП. По словам замминистра строительства и ЖКХ Владимира Климентовского, план объединения будет разработан до 25 октября.

Вопрос слияния водоканалов в Кирове, Слободском и Котельниче в единое ГУП власти Кировской области подняли летом 2021г., уже в декабре соответствующий законопроект вынесли на рассмотрение областного заксобрания, но депутаты его отклонили как непроработанный. По данным местных СМИ, инициатором слияния был теперь уже бывший глава облправительства Александр Чурин.

Руководитель фракции СР в заксобрании Кировской области, член комитета по промышленности и развитию инфраструктуры Дмитрий Русских говорит, что ГУП собираются создавать на основе самодостаточных и безубыточных МУПов в Кирове, Кирово-Чепецке и Слободском. При этом в регионе есть муниципалитеты с неэффективными МУПами и реальными проблемами с водоснабжением, которые копились десятилетиями. Решить эти проблемы можно на средства, выделяемые в рамках федеральной программы «Чистая вода», но она, по словам Русских, в регионе почти не работает. «В 2021г. мы смотрели отчеты о ее выполнении за последние три года, и могу вам сказать, что она практически никем не исполняется. Исполняемость там 16–18%. Получается, с одной стороны, власти говорят, что все плохо и надо что-то делать [создавать ГУП], с другой стороны, федеральные деньги никак не используются. Очень странная история», – сказал собеседник «Клуба Регионов». Он добавил, что в 2021г. депутаты не поддержали законопроект о создании ГУПа, «поскольку знали, что команда Васильева и Чурина из всего делает какие-то схематозы». Тогда же появилась неофициальная информация, что через пару лет новое предприятие власти собирались передать частному концессионеру – компании «Росвода», но на официальном уровне эту информацию отрицали. По словам Русских, несмотря на то что Чурин в правительстве Кировской области уже не работает, на своих местах осталось еще очень много тех, кто пришел при нем и «имеет особый интерес в сферах, связанных с мусором, электричеством, дорогами и водой».

Гражданский активист, эксперт в сфере ЖКХ Валерий Семенищев, напротив, считает, что вопрос объединения этих предприятий назрел и решать его нужно именно в таком контексте. «Оборудование, которым пользуются водоканалы (сети водоснабжения и водоотведения), достаточно изношено. Для того чтобы его восстановить, требуются государственный подход и привлечение серьезных средств, в том числе из федерального бюджета. Считаю, что управление крупными коммунальными системами должно быть принципиально государственным. Убежден, это оптимальный вариант», – сказал эксперт.

Эксперт площадки Общероссийского народного фронта «Жилье и городская среда» Павел Склянчук, комментируя кировскую ситуацию, напомнил, что вопросы, связанные с изменением организационно-правовой формы предприятий в сфере жизнеобеспечения, – это исключительно прерогатива губернатора. Объединения разрозненных МУПов, отвечающих за поставку коммунальных ресурсов, – это довольно популярная практика, продолжает эксперт. Так, он напомнил, что по инициативе губернатора Александра Богомаза в Брянской области укрупнили предприятие, отвечающее за теплоснабжение, и сейчас это позволяет эффективнее контролировать тарифы и проводить инвестиционную программу. «Такая тенденция в регионах присутствует, поскольку большинство МУПов, особенно в небольших городах, как правило, планово убыточные, это бездонный колодец, куда каждый год выделяют существенную часть в том числе из регионального бюджета, так что их объединение целесообразно в первую очередь ради снижения бюджетных расходов», – говорит Склянчук.

Впрочем, само по себе административное преобразование и объединение предприятий может и не привести к улучшению хозяйственной деятельности водоканала, продолжает Склянчук. «Ну, появится монополист, но поскольку это хозяйство будет находиться на балансе бюджета, то источников для его форсированной модернизации не появится. А если все это делается для того, чтобы водоканал как единый комплекс впоследствии передать крупному концессионеру, то об этом нужно сразу заявлять», – предупреждает собеседник «Клуба Регионов».

Версия для печати
Главное