Эксперт:  с таким подходом Миронову надо быть не губернатором, а мэром Ярославля
14 февраля 2012 | Архив

В.В.Путин провел в городе Кургане совещание о реализации проекта модернизации региональных систем общего образования

«Хочу еще раз подчеркнуть: государство продолжает финансировать образовательные учреждения в полном объёме. Право на бесплатное общее образование закреплено в нашей Конституции, и никто его отменять не собирается. Если какие-либо дополнительные услуги оказываются на платной основе, то здесь всё должно быть чётко, прозрачно и понятно».

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы сегодня посмотрим, как на региональном уровне, в регионах Российской Федерации реализуется наш проект по обновлению российской школы. Мы побывали уже с министром и с Олегом Алексеевичем Богомоловым, губернатором, в одной из школ. Школа рядовая абсолютно, со всеми минусами и плюсами. Минус самый большой – материально-техническая база, а плюс самый большой – это люди, которые там работают. Очень приятно было пообщаться с коллективом, поговорить с ними о текущих проблемах, с родителями.

Школа, как известно, – это база, для того чтобы человек мог сделать хороший старт в жизни. Образование всегда было в центре внимания и всегда было существенным фактором, составляющим конкурентоспособность той или иной страны, той или иной экономики, а в современном мире значение образования с точки зрения повышения конкурентоспособности при экономическом развитии становится абсолютно приоритетным. Это важнейший фактор конкурентоспособности с учётом того, что происходит в мировой экономике и в нашей в том числе.

Требования ко всей системе образования, безусловно, возрастают. Обновляя школу, внедряя современные подходы и образовательные технологии, мы должны в полной мере сохранить все преимущества российского образования, несомненные достижения традиционной отечественной школы, включая её фундаментальность. Кроме того, было бы ошибкой рассматривать систему образования лишь как сферу услуг по предоставлению определённого набора знаний. Смысл просвещения – это и формирование, воспитание человека, гражданина, по-настоящему широко образованного и думающего.

Уровень образовательной культуры, единство образовательного пространства – это важнейшие индикаторы состояния общества, это вещи, которые определяют нашу национальную идентичность и национальную перспективу. Сохранение единства образовательного пространства – это одно из главных условий самого существования России, гарантия мира, и гражданского, и межнационального, межконфессионального. Подчеркну, что единое образовательное пространство не подразумевает обезличивания, стирания национальных, культурных и других особенностей, диктата какой-то одной государственной идеологии. Но то, что нам необходимо, – это формирование общих, гражданских ценностей, скрепляющих российскую нацию, и такой подход, несомненно, должен быть отражён в школьных программах. Так, мы обязаны вырабатывать общие подходы и взгляды в вопросах изучения в школах основных гуманитарных предметов, особенно таких, как «Отечественная история», «История народов Российской Федерации». Не должно быть фактов искажения, предвзятых трактовок истории нашей страны и истории отдельных наций и этносов, проживающих в нашей стране.

В этой связи хотел бы в целом обратить внимание на качество учебной литературы, да и не только на качество, но и на цену. Вот сегодня, повторяю ещё раз, мы когда в школе разговаривали с членами школьного совета, один из родителей обратил внимание на эту проблему. Отмечу, что на 2011–2012 учебный год у нас рекомендовано к использованию в школе более 1,3 тыс. учебников. Свобода выбора образовательной программы, многообразие, вариативность образования – несомненно, дело хорошее, и можно отнести его к нашим положительным моментам, к нашим достижениям. Однако дети зачастую вынуждены при переходе из одной школы в другую в пределах даже одного города, а подчас даже в пределах одного района, приобретать целый комплект новой школьной литературы, осваивать непривычную для них методологию изложения учебного материала, брать в этой связи дополнительные уроки. Например, для пятиклассников по русскому языку и математике рекомендовано по девять вариантов учебников, по литературе – 11 вариантов, для семиклассников только по математике – 15 учебников. Считаю, Минобрнауки следует поработать над этим вопросом. Мы сейчас с Андреем Александровичем уже и перед совещанием тоже обменялись мнениями по этой проблеме. Конечно, не нужно всё механически унифицировать, но и крайности с многообразием учебников делу на пользу не идут. Надо здесь навести разумный порядок. Мы с уважением относимся к праву учителя на свободу выбора методики обучения, но эта свобода должна использоваться в интересах школьника, качества его подготовки, и это не должно никому усложнять жизнь - ни преподавателям, ни ученикам. Андрей Александрович (обращаясь к А.А.Фурсенко), прошу вас обратить на это особое внимание, сделать соответствующие предложения.

Ещё одну очень чувствительную проблему хотел бы сегодня затронуть. В 1990-е годы из-за недофинансирования образования школа фактически была поставлена в очень тяжёлые условия, и для обеспечения учебного процесса была вынуждена просить помощи подчас у родителей, помощи самой разной, в том числе и финансовой. Со временем такая ситуация укоренилась и сегодня воспринимается во многих школах как нечто само собой разумеющееся. И, разумеется, с такой практикой добровольно-принудительной платы нужно заканчивать.

Мы существенно нарастили бюджетные ассигнования на образование, на российские школы, меняем сами принципы финансирования: теперь деньги должны следовать за учеником, и фактически государство теперь формирует заказ на обучение конкретного школьника, при этом серьёзно повышается самостоятельность и ответственность школ. Обращаю внимание коллег: всё, что касается перемен в образовании, должно делаться максимально открыто и в прямом диалоге с обществом. Надо, безусловно, объяснять людям смысл всех новаций, которые вводятся в этой сфере, нельзя ограничиваться сухими чиновничьими инструкциями и разъяснениями, этого недостаточно. Из-за такого подхода у людей возникает часто непонимание того, что происходит, а кое-кто на этом ещё и спекулирует, рассказывая сказки о ползучем переходе на платное образование.

Хочу ещё раз подчеркнуть: государство продолжает финансировать образовательные учреждения в полном объёме. Право на бесплатное общее образование закреплено в нашей Конституции, и никто его отменять не собирается. Если какие-либо дополнительные услуги оказываются на платной основе, то здесь всё должно быть чётко, прозрачно и понятно. Нужно снимать все вопросы в этой сфере, установить жёсткие границы – за что можно брать деньги, а за что нет, чтобы никакого произвола и ущемления прав людей не было.

Принципиальные критерии здесь следующие. Преподавание всех предметов основной программы, я хочу это подчеркнуть, преподавание всех предметов основной программы уже оплачено государством, и какая-либо плата здесь недопустима. Возможна ли плата вообще? Да возможна, но только на добровольной основе и за дополнительное, факультативное обучение, сверх программы, и она никоим образом не должна быть связана с успеваемостью ученика и его переходом из одного класса в другой. Кстати, в проекте нового закона «Об образовании» уже есть статья, прямо запрещающая оказание платных услуг преподавателем по основным предметам в школе, где он работает. Проект этого закона в целом подготовлен, на экспертном уровне обсуждён, если какие-то у вас будут сегодня соображения на этот счёт, пожалуйста, давайте обменяемся мнениями и по проекту этого закона. Если нужно что-то дополнительно здесь сформулировать, давайте сделаем это.

Теперь поговорим о первых итогах реализации нашего проекта по модернизации региональных систем общего образования. Мы выделили его в качестве приоритета, запустили, несмотря на все известные трудности с бюджетом и деньгами, как обычно, несмотря на кризис, который страна пережила в 2009–2010 годах, да и в 2011-м ещё мы только-только из него выбрались – только-только, по некоторым параметрам ещё не всё завершено даже. Отмечу, что в целом консолидированный бюджет системы образования за последние пять лет вырос практически в 2 раза и составил в этом году 2 трлн 342 млрд рублей.

Нам действительно надо качественно изменить состояние российской школы и, конечно, нужно учитывать демографические тенденции. Они, тенденции, как вы знаете, в целом позитивные. Ещё очень много здесь проблем, но в общем тренд неплохой. В прошлом году в первый класс пошло около 1,5 млн ребятишек – это на 33 тыс. больше, чем в 2010 году. А всего через пять лет в российских школах будет учиться примерно на 1 млн школьников больше, чем сейчас, а это значит, что будет расти потребность в современных, комфортабельных школах, в профессиональных, хорошо подготовленных преподавателях, учителях.

За 2011–2013 годы из федерального бюджета на модернизацию школьной сети мы выделяем дополнительно 120 млрд рублей. При этом договорились, что и регионы предусмотрят софинансирование этого проекта. Особо отмечу: на сельские школы деньги будут выделяться в двойном размере. Это поможет нам быстрее создать эффективную сеть школ на селе, дать сельским школьникам образование, соответствующее современным образовательным стандартам. Там, где это оправданно, нужно сделать всё возможное для того, чтобы сохранить и малокомплектные школы. Мы с вами знаем, что эта тема очень чувствительная и малокомплектные школы на порядок дороже, чем укомплектованные в полном объёме, но имея в виду огромность нашей территории, удалённость часто населённых пунктов друг от друга, повторяю ещё раз: там, где это возможно, оправданно, нужно эти малокомплектные школы сохранять.

И, конечно, наша ключевая, базовая задача – повысить социальный статус и достаток учителя – человека, на котором и держится вся система образования. Он должен получать достойную заработную плату, чтобы жить полноценной жизнью, содержать большую семью, иметь возможность взять жилищный кредит, поэтому мы поставили первую, неотложную цель – довести зарплату учителя до средней по экономике в конкретном регионе России.

Как обстоят дела сейчас в этой сфере? По данным, которые я запросил и получил, за IV квартал прошлого года в 62 регионах России средняя заработная плата учителя уже превысила среднюю по экономике (в 62 регионах!), а в 21 регионе заработная плата школьных учителей выросла на 30% и более, однако пока ещё не достигла средней по экономике. Например, в Калужской области в среднем за октябрь–декабрь учителя получили зарплату на 40% выше, чем по экономике в регионе, в Москве – на 38%, в Чукотском автономном округе – на 30%, Алтайском крае – на 26%, в Новгородской и Свердловской областях – на 25% выше, чем по экономике.

Особо обращу внимание, что мы предоставили право регионам самим принимать решение об использовании денежных средств, предназначенных на повышение фонда оплаты труда учителя, то есть они могут увеличить заработную плату не только учителям-предметникам, но и другим категориям педагогических работников, таким как учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги. Кроме того, в компетенции регионов – и повышение ставок и окладов работникам дошкольных, коррекционных и профессиональных учреждений. Отмечу, в настоящее время 74 региона России воспользовались этим правом.

Обращаю внимание: в текущем, 2012 году мы должны полностью решить нашу задачу, о которой я только что сказал, доведения заработной платы учителя до средней по экономике. Нужно решить эту задачу в 2012 году повсеместно, во всех регионах России. Что вызывает беспокойство? В Правительство приходят обращения от учителей, которые считают, что они не получили обещанной прибавки или им непонятен механизм её расчёта, где-то вовсе не разъяснили механизмы повышения заработной платы, а где-то ещё хуже – объяснили неверно. По данным опроса, проведённого в январе–феврале текущего года, более 75% учителей отметили, что они получили повышенную заработную плату. 15% считают, что прибавки не было. Около 10% не смогли оценить изменения в доходах. Это как-то странновато.

Прошу региональные и местные власти обратить самое серьёзное внимание на эти замечания с мест, причём недопустимы какие-либо претензии к тем людям, которые обращают внимание на эти проблемы. Следует внятно и спокойно разъяснять людям суть дела, разбираться в их конкретных проблемах – тогда и вопросы отпадут сами по себе. Нужно, чтобы каждый учитель почувствовал реальное повышение зарплаты не на бумаге, а в своём кармане, в кошельке, в жизни.

Давайте перейдём к работе.

* * *

А.А.Фурсенко: Спасибо. Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги! Главная задача обсуждаемого проекта – это существенное повышение средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений. Уже было сказано, главная задача – это доведение заработной платы как минимум до средней по экономике соответствующего региона, улучшение условий обучения школьников. Решение вот этих двух задач должно обеспечить и, в общем, уже сегодня обеспечивает достижение системного эффекта проекта – повышение качества школьного образования и степени удовлетворенности населения услугами образования. Это именно есть конечный результат нашего проекта.

Для реализации проекта в 2011–2012 годах из федерального бюджета выделено 120 млрд рублей, в 2011 году федеральный бюджет выделил 20 млрд и дополнительное финансирование со стороны регионов составило 7 млрд рублей. Субсидии из федерального бюджета были направлены в бюджеты субъектов Федерации на самые разные цели – это приобретение оборудования, автобусов, учебников, повышение квалификации учителей, текущие ремонты и так далее. Какие основные результаты реализации проекта в 2011 году? Как уже было сказано, первое, основное – существенное повышение зарплаты учителей. Мы проанализировали ситуацию с зарплатой работников образования начиная с 1960-х годов. Вот до 1960-х годов средняя заработная плата работников образования примерно соответствовала средней по экономике. Потом она начала отставать, и к 2000 году отставание составило 45%, средняя зарплата по образованию была почти вдвое меньше, чем средняя заработная плата по экономике.

Сейчас разрыв сокращается. Мы сократили его до 25% к концу 2011 года, и по учителям в этом году мы ставим задачу сравнять среднюю зарплату со средней зарплатой по экономике соответствующего региона. При этом могу сказать, что в целом проект стимулирует повышение средней заработной платы по отрасли образования, и, реализуя задачи, которые поставлены в Вашей статье, Владимир Владимирович, мы считаем, что мы можем уже к концу 2012 года вплотную приблизиться или сравняться со средней заработной платой по экономике работников образования в целом. Потому что, если мы подтянем вузы (большая работа ведётся по дошкольному образованию, по школам даже мы где-то обгоняем), – мы, может быть, с некоторым отставанием по времени, но подтянемся к этой задаче.

Во всех регионах перешли на новую систему оплаты труда, однако мы столкнулись с проблемой недостаточного понимания самого механизма повышения зарплаты, и как следствие – определённым недовольством. Зачастую повышение зарплаты рассматривалось учителями как временная прибавка к зарплате. Сегодня в школе подходили ко мне и директор, и учителя, говорят: «А вот сейчас закончится некий период, не остановится повышение зарплат?» И когда я говорил, что у нас в законе заложена эта норма, что мы должны отслеживать среднюю заработную плату по экономике, они успокаивались, но думаю, что пока (в течение нескольких лет) это не будет выполняться, полного успокоения не наступит. Об этом же говорят и звонки на «горячие линии» – федеральные, региональные. Причём я могу сказать, что большинство обращений поступало из Орловской, Ростовской, Магаданской областей. На сегодняшний день ситуация нормализовалась, но единственная гарантия того, что проблем больше не возникнет, это постоянная работа с учителями, причём не с трибун, а непосредственная работа в школах руководителей региональных и муниципальных систем образования. Это даёт гарантии того, что учителя понимают и начинают активно участвовать в этой работе.

В 2011 году только за счёт федеральной субсидии было обеспечено (тут в слайдах есть) около 7 тыс. школ новым оборудованием, 2 тыс. автобусов было приобретено. Было закуплено порядка 15 млн единиц учебников, что позволило пополнить фонды 30 тыс. школьных библиотек. В этой связи, Владимир Владимирович, я хочу сказать, что один из вариантов решения задачи, которую Вы подняли в статье, который сегодня тоже указывали в докладах и который сегодня тоже указывали учителя в школе, – большая унификация учебников. Например, провести всероссийский конкурс учебников по каждому направлению и рекомендовать школам только победителей. Не по одному победителю, а, например, по три-четыре победителя по каждой номинации. Это означает, что все остальные учебники могут быть переведены в разряд, например, учебных пособий. Мы не запрещаем их использовать в учёбе, но как базовые учебники рекомендовать несколько учебников–победителей, причём конкурсная комиссия, конечно, должна быть не министерская, а всероссийская, в которую привлечь ведущих учёных, педагогов, представителей каких-то общественных организаций. Мне кажется, что существенно можно было бы сузить список, причём не вызывая социальные напряжённости – почему эти учебники, а не другие.

Далее. В соответствии с нашими рекомендациями регионы при объявлении закупочных процедур в качестве требований к поставщикам включали: обязательное обучение учителей работе с новым оборудованием, наличие сервисных центров и линий технической поддержки. Хотя и здесь возникали проблемы, связанные с недобросовестностью фирм, выигравших конкурсные процедуры с некорректно составленной конкурсной документацией, что повлияло на кассовое освоение средств. Не все регионы смогли эти средства освоить, в некоторых регионах идут судебные разбирательства, разбирались на уровне антимонопольных органов. Например, в Костромской области организация–поставщик сорвала сроки поставок, сейчас там идут суды. В Смоленской области направлена жалоба в ФАС, из-за того что конкурсная документация содержала требования к проекту по работе в условиях высокогорья. Ну, в общем в Смоленске высоких гор не наблюдалось, естественно, что этим требованиям отвечала только одна фирма–поставщик, эти условия были опротестованы, конкурс был отменён, в результате деньги не смогли должным образом быть оплачены. Сейчас мы надеемся, что таких конкурсов не будет.

Далее. Следствием реализации проекта является рост удовлетворённости населения работой системы образования самих учеников и их родителей. Мы проводим постоянно… Не мы, не министерство, а органы образования, независимые эксперты проводят постоянно социологические опросы. Я могу сказать, что, например, в Белгородской области в 2008 году около 60% населения было удовлетворено условиями общего образования, а аналогичный показатель по итогам соцопроса в конце 2011 года составил 80%. Примерно такие же цифры в Кемеровской области. То есть мы считаем, что эти опросы надо проводить, но надо результаты этих опросов доводить до широкой публики, потому что на самом деле действительно объективные параметры есть, но они как-то в ходе эмоционально-политической борьбы иногда замалчиваются.

Далее. Эффективность проекта характеризует прирост численности работающих в школах молодых учителей до 35 лет. С 1 сентября 2011 года по сравнению с 1 января 2011 года прирост составил 10%, то есть более чем на 25 тыс. молодых учителей стало больше работать в школе за этот период. И мы считаем, что это результат этого проекта в первую очередь.

К настоящему году завершается согласование региональных комплексных мер на 2012 год. Уже заключены соглашения с девятью регионами и в три из них перечислены средства. Я напомню, что мы по графику должны перечислить все средства до 1 марта, я думаю, что мы обгоним этот график и 30 млрд рублей будут перечислены до 1 марта, а второй транш должен быть перечислен до 1 июня.

В этом году регионы имеют возможность направить часть субсидии, до 25% (это значит, до 15 млрд рублей), на проведение капительного ремонта и реконструкцию зданий общеобразовательных учреждений. Для сравнения хочу сказать, что в последние годы мы выделяли на ремонт аварийных школ по 1 млрд рублей в год, и то это дало определённые результаты. В этом году это 15 млрд, и примерно 10 млрд, если мы не изменим порядок, можно выделить в следующем году. Мы надеемся, что это даст системный эффект. При этом списки школ, зданий, в которых планируется проводить капитальный ремонт, и объёмы расходов по ним будут размещены на сайте проекта. Это означает, что про каждую школу будет известно, какова смета, какая школа. Это значит, что общественность может контролировать, как идут ремонты. И в общем мы надеемся, что, может быть, в рамках этого проекта мы решим проблему, которую мы всегда упоминаем – это проблема тёплых туалетов во всех школах, что она будет наконец завершена и этот вопрос будет закрыт. Так же как какое-то время назад, Вы помните, мы решали на Кавказе проблему буржуек в школах. Он закрыт раз и навсегда и больше к нему не возвращаются.

Далее. Вторая главная задача на 2012 год – это обеспечение открытости реализации проекта. С самого начала реализации проекта был организован его мониторинг как на региональном, так и на уровне каждого общеобразовательного учреждения. Во всех регионах в открытом доступе была размещена информация об объёмах средств в разрезе муниципальных образований. В соответствии с Вашим указанием, Владимир Владимирович, в этом году в соглашение включены требования, чтобы была размещена в открытом доступе информация о том, как дошли деньги до каждой школы. И это означает, что общественность может контролировать, каким образом до каждой школы доведены деньги на выплату зарплат учителей.

Также мы делаем акцент на привлечение школьных советов к реализации проектов, формированию перечня обоснованных потребностей общеобразовательных учреждений в закупаемом оборудовании. Сегодня Вы обсуждали со школьным советом, и они действительно до этого, я знаю, достаточно активно обсуждали вопрос о том, что надо купить в рамках выделенных средств – что первично, что вторично, что для них самое главное.

Третья главная тема на 2012 год. Мы должны обеспечить повышение средней зарплаты, чтобы повышение средней зарплаты учителей сопровождалось повышением требований к качеству их работы через процедуру аттестации, через систему повышения квалификации. И конечно, мы будем инициировать наряду с аттестацией учителей повышение квалификации руководителей муниципальных органов управления образованием и руководителей школ. Сегодня поднимался вопрос о том, что экономическая культура директоров школ должна возрастать, потому что только это обеспечит разумное распределение средств.

В.В.Путин: Сама директор школы это и сказала.

А.А.Фурсенко: Сама директор школы, то есть это не то, что мы их заставляем. Они сами заинтересованы в этом.

Очень важно, чтобы норматив доводился до каждой школы, чтобы он не перераспределялся внутри муниципалитетов, потому что иначе возникает желание заткнуть какие-то дырки и отсутствует мотивация школ действительно работать на экономию средств, на экономическую самостоятельность.

Вопросы обоснованности уровней механизмов оплаты труда – это и предмет обсуждения в самом школьном коллективе при установлении системы оплаты, и появление их на «горячих линиях» – означают, что такие обсуждения не везде есть или они проходят формально. Мы сейчас разместили в интернете обсуждение с участием учителей и практиков на нашем министерском сайте дискуссии по поводу различных моделей оплаты труда, за несколько дней они переместились с министерского сайта на ряд общественных сайтов. И началось обсуждение, то есть тысяча учителей принимает в этом участие. Это значит, что эта тема не надуманная.

Уважаемые участники совещания!

Среди главных претензий учителей – увеличение административной нагрузки на школы. Продолжает расти документооборот и учителей, причём каждый новый проект влечёт за собой дополнительный поток бумаг. Наряду с переходом на электронный документооборот, унификацию запросов мы сегодня уже предлагаем на базе автоматизированного мониторинга объединить в один общий электронный формат отчётность по нацпроекту «Образование», национальной инициативе «Наша новая школа», проекту модернизации региональных систем общего образования. Там в основном одни и те же параметры, но по сегодняшнему порядку требуется по каждому из этих направлений своя система отчётности. Мы готовы, Владимир Владимирович, внести соответствующее предложение в Правительство, с тем чтобы было принято решение об объединении вот этих отчётных инструментов.

И в заключение я хочу сказать ещё одну вещь, что вообще проект на самом деле сложный. Если мы нацпроект начинали с того, что мы всё-таки поддерживали лидеров, то этот проект, это движение, по ключевым проблемам во всех регионах, во всех муниципалитетах и во всех школах - как сильных, так и в общем слабых - требует большей ответственности, больших организационных усилий, потому что там в общем люди активные, они как бы сами рвутся, а тут кого-то надо вытягивать. И вовлечение не только учителей, не только директоров школ, но и всех заинтересованных граждан, в том числе родителей в дело улучшения качества образования. Поэтому я полностью поддерживаю предложение о том, что одним из системных эффектов должно быть вовлечение родителей в воспитание и в реализацию новаций в образование. Спасибо. Доклад окончен.

* * *

Заключительное слово В.В.Путина:

Я хочу вас поблагодарить за сегодняшнюю встречу, так же как и тех учителей, с которыми я сегодня встречался в вашей школе. Содержательно, полезно. Прошу министерство всё это обобщить – всё, что было сказано и в первой части, и во второй, в том числе и руководителями регионов, которые принимали участие сегодня в нашей работе.

Что касается пожелания Галины Ивановны (Г.И.Меркулова – председатель профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации), профсоюзов по поводу того, чтобы продолжить программу, – ведь у нас программа своей целью имела... Конечно, речь идёт о модернизации системы школьного образования, но мы эти деньги выделили из федерального бюджета, чтобы высвободить средства регионов на ремонты и оборудование и чтобы поднять средний уровень заработной платы учителей до средней по экономике. В этом году мы эту цель достигаем, а то, что вы сказали, – продлить её – это значит выделить ещё дополнительные миллиарды – 100 млрд, 50, сколько... Но тогда должна быть всё-таки немножко другая программа. Нам надо понять, что мы должны на эти миллиарды сделать. Цель у нас была такая – поднять до среднего по экономике. Мы это решаем в этом году, это уже очевидный факт. Это не значит, что мы на этом остановимся, и я с Галиной Ивановной согласен в том, что нужно думать о следующих шагах. Давайте вместе и подумаем. Спасибо вам большое за работу.

premier.gov.ru

Версия для печати