Дрозденко хочет самоуправлять
Глава Ленобласти Александр Дрозденко предложил наделить исполнительную власть правом увольнять глав местного самоуправления. Мнения наблюдателей на этот счет разделились: одни считают, что губернатор должен иметь возможность снять главу муниципалитета, если тот не справляется с обязанностями. По мнению других, Дрозденко будет избавляться от «неугодных» и продвигать своих людей. Третьи напоминают, что подобные поправки противоречат Конституции РФ.
На конференции Парламентской ассоциации Северо-Запада России губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко предложил наделить исполнительную власть правом увольнять глав муниципалитетов, не справляющихся со своими обязанностями. «Дай бог, чтобы этим механизмом никогда не воспользоваться. Однако основная задача - выполнение указов президента. И без жесткой ответственности, без сквозной вертикальной ответственности это невозможно решить. Этот механизм необходимо законодательно внедрять», - подчеркнул губернатор.
По мнению руководителя фракции КПРФ в заксобрании Регины Илларионовой, в каждом регионе есть «нерадивые главы», но если наделить руководителя области полномочиями увольнять их, то «каждый губернатор будет освобождаться от неугодных для себя глав и пытаться ставить людей, которые представляют его интересы».
Депутат заксобрания от ЛДПР Юрий Олейник, наоборот, считает, что если губернатор начнет «дергать за веревочки», то быстрее наведет в области порядок. «Глава администрации будет работать лучше, у него будет лучше связь с губернатором, соответственно, он будет ощущать на себе влияние губернатора, т.е. влияние исполнительной власти», - сказал в интервью «Клубу Регионов» Олейник.
Вице-президент Ассоциации сельских поселений России Юрий Гурман уверен, что подобное вмешательство губернатора в дела муниципальных образований равнозначно отказу от Конституции России и Европейской хартии о местном самоуправлении. «Мы все ищем какие-то критерии эффективности деятельности местного самоуправления, а люди-то сами не в состоянии оценивать, выбирать? – сказал Гурман и привел пример: - У граждан с ограниченными возможностями есть такой принцип: ничего для нас без нашего участия. Потому что когда готовят им комфортную среду без их участия, этой средой пользоваться невозможно. Вот примерно то же самое происходит у нас с общественным развитием, с участием граждан в самоуправлении. Пытаются обустроить их жизнь, улучшить, но только без их участия». По мнению эксперта, оценивать деятельность глав муниципалитетов, решать, кто из чиновников «радивый, кто нерадивый», должно население, и если идти от обратного, то жизнь будет становиться все «хуже, хуже и хуже»: «Упростите процедуру отзыва главы, сократите электоральные циклы, чтобы чаще могли граждане делать свой выбор, давать свою оценку. Но никак не начальство. А то получается, что органы местного самоуправления в систему органов госвласти по Конституции не входят, но органы госвласти будут решать, эффективны они или неэффективны».
«Каждой такой инициативой, поправкой мы пренебрегаем смыслом Конституции и отходим от конституционной модели, а потом удивляемся, почему у нас растут протестные настроения и не решаются проблемы, ситуация ухудшается, система не работает. Вот она потому и не работает, что ей не дают работать такими вот вмешательствами», - резюмирует эксперт.