Олег Королев проводит региону летную подготовку
Липецкий губернатор Олег Королев заявил о намерении возродить малую пассажирскую авиацию. Для этого на принципах частно-государственного партнерства в области хотят создать компании по производству самолетов и организации воздушных перевозок. «Мы обязуемся дотировать эти компании до достижения ими полной окупаемости», - заявил Королев. Эксперты полагают, что организация региональных авиарейсов поможет укрепить экономические связи между субъектами РФ, однако саму идею производства малых воздушных судов считают утопичной: «рынок очень ограничен».
Как сообщил губернатор Липецкой области Олег Королев в интервью «Российской газете», в регионе запускается проект по возрождению пассажирских гражданских перевозок посредством малой авиации. «Можно вспомнить, что в прежние времена существовало воздушное сообщение между соседними областными и даже районными центрами. Была высокая мобильность населения. А сейчас из Липецка в Брянск - если не на автомобиле - можно попасть только через Москву. А кто сейчас летает на маломестных самолетах? Думаю, ответ известен», - сказал глава региона. Главная проблема, по его мнению, заключается в дефиците самолетов малой авиации, «их сейчас мало производят, и рассчитаны они на потребности вип-персон». Поэтому в Липецкой области на принципах частно-государственного партнерства намерены создать две компании: по производству самолетов на 7-14 мест и по организации воздушных перевозок. «Со стороны государства будем обеспечивать поддержку этих компаний. Это касается создания инфраструктуры, в частности аэропортов с надлежащим покрытием и средствами навигации. Кроме того, мы обязуемся дотировать эти компании до достижения ими полной окупаемости», - заявил Королев. По его словам, Минтранс уже одобрил эту инициативу. Чтобы осуществить этот проект, необходима также поддержка соседних регионов, и в ближайшее время он намерен начать переговоры на эту тему с главами Воронежской, Тамбовской, Курской, Пензенской, Белгородской областей. Королев «уверен в ответном отклике».
Директор компании «АвиаМенджментГруп», эксперт по малой и бизнес-авиации Евгений Андрачников считает, что идея организации местных или региональных воздушных линий (в диапазоне тысячи километров) абсолютно правильная, это необходимо с точки зрения укрепления экономических связей между регионами. «Если говорить о малых расстояниях, о ежедневных перевозках, то ставить, например, «Боинги», на эти цели не поставишь. Для этих целей как раз и нужна малая авиация». При этом эксперт отмечает, что малая авиация абсолютно нерентабельна. «Губернатор верно рассуждает о том, что здесь нужны дотации, других вариантов нет, ни в России, ни в любой другой географической среде. Но самоокупаться это не будет никогда, нужны постоянные субсидии. Все зависит от того, кто будет выделять субсидии. В Америке, например, есть федеральная программа 1978г., по которой 200 млн. долларов в год субсидируется в 150 авиакомпаний в 150 регионах Америки. Эффект от вложений на самом деле положительный, потому что деньги, потраченные на субсидирование местных воздушных линий, сторицей возвращаются через мультипликативный эффект возрождения экономических связей и бизнес-активности, который воздушные линии несут в регион», - полагает Евгений Андрачников.
Тем не менее, создание в России производства, специализирующегося на самолетах малой авиации, эксперт назвал «утопией». «Это займет огромное количество лет, будут потрачены миллиарды для очень ограниченного рынка. Ну 100 самолетов произведут, ну 200, 300, но не тысячи ведь, они будут просто не востребованы», - считает Евгений Андрачников. По его словам, в этой ситуации нужно просто стимулировать перевозчиков субсидиями, чтобы они приобретали воздушные суда, в том числе за рубежом, и организовывали воздушное сообщение.