Минздрав Якутии:  с отравлением госпитализированы 20 воспитанников интерната
3 июля 2012 | Архив

Сергей Шойгу закачивает нефть в Подмосковье

Губернатор Московской области Сергей Шойгу и глава Роснефти Игорь Сечин договорились о строительстве в Подмосковье крупнейшего в стране нефтеперерабатывающего завода мощностью 12 млн. тонн нефти в год. Стоимость завода оценивается в 7 млрд. долларов, строительство планируется начать в 2013г. «Если отбросить экологические соображения, ничего плохого в строительстве НПЗ в Подмосковье нет, это вполне выгодно», - говорят эксперты. Тем не менее, часть наблюдателей полагает, что «в России нет необходимости в новых перерабатывающих мощностях».

На Петербургском международном экономическом форуме - 2012 губернатор Сергей Шойгу подписал с руководителем Роснефти Игорем Сечиным договор о создании в Подмосковье нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) производительностью 12 млн. тонн в год и глубиной переработки нефти 98%. Предполагается, что строительство завода начнется в 2013г. и продлится два-три года. Стоимость проекта, по словам Шойгу, составит 7 млрд. долларов.

«Это налоги, рабочие места, хорошая зарплата, - описал Шойгу преимущества нового проекта в интервью «Российской газете». - Причем производиться будет не только дизельное топливо и бензин, но и битум - почти 900 тонн, который идет на дорожное строительство». Он также отметил, что с появлением завода у области появится возможность влиять на тарифную политику. «Пока у нас таких предприятий не будет, нам не решить первую задачу, которую я ставлю и перед собой, губернатором, и перед правительством области - увеличения бюджета в два раза за ближайшие пять лет», - заявил Шойгу.

Основные опасения, связанные со строительством НПЗ, у экспертов вызывает его экологическая составляющая и местоположение. Как уверяет Сергей Шойгу, главное требование облправительства – «предприятие чистое, с современным оборудованием»: «Выбросы там практически нулевые, замкнутый цикл водооборота. Бензин, который он будет выпускать, экологического класса Евро-4 и Евро -5». По его словам, под строительство уже отобрали площадку. Где разместится производство, губернатор не озвучил, пообещав, что «в любом случае не рядом с домом, а далеко за пределами населенных пунктов» и «сначала все равно проведем не просто общественные слушания, но и референдум».

Между тем наблюдатели скептически оценивают перспективы появления в целом в России и в частности в Подмосковье еще одного крупного НПЗ. Как отмечает «Коммерсант», пропускной способности трубопроводов в Подмосковье недостаточно для дополнительных 12 млн. тонн нефти в год, а действующий Московский НПЗ в среднесрочной перспективе вполне способен удовлетворять потребности и города, и области, при этом на его модернизацию потребуется гораздо меньше средств.

Кроме того, пишет издание, в России нет необходимости в новых перерабатывающих мощностях: «Увеличением глубины переработки на существующих НПЗ можно закрыть все потребности страны в топливе, даже с учетом прогнозов их роста. В октябре 2011г. на основании этих расчетов была изменена схема налогообложения нефтяной отрасли. С ее помощью пытались победить позорную практику: российским компаниям было выгодно удерживать низкую глубину переработки. Было принято решение стимулировать модернизацию, обеспечив загрузку уже существующих и строящихся нефтепроводов, а параллельно нарастить экспорт нефти». Цель реформы, проводимой в отрасли, отмечает издание, не только увеличение эффективности ключевой отрасли экономики, но и стимулирование инвестиций в добычу нефти: «Без них и добыча, и экспорт, и бюджетные доходы уже в скором времени начнут падать, что чревато проблемами - от социальных до геополитических. Теперь же вся эта логика, похоже, приносится в жертву».

Аналитик инвестиционной компании «Велес Капитал» Василий Танурков также констатирует, что производство нефтепродуктов в России избыточное, однако замечает, что на рынке отмечаются тенденции роста внутреннего спроса. «12 млн. нефти в год – это 5% от переработки нефти в России и 10% от общероссийского спроса. Достаточно большая цифра. Но и автопарк тоже растет очень быстрыми, просто дикими темпами, особенно в центральной России, поэтому на рост внутреннего спроса можно рассчитывать», - сказал эксперт «Клубу Регионов». По его мнению, при реализации проекта, скорее всего, возникнут возражения экологического характера. «Если же отбросить экологические соображения, ничего плохого в строительстве НПЗ в Подмосковье нет, это вполне выгодно», - считает Василий Танурков.

В Мособлдуме «Клубу Регионов» сообщили, что детальный проект строительства нового завода им на рассмотрение еще не предлагался. Депутаты выразили надежду, что помимо всех озвученных плюсов в проекте будет заложено развитие инфраструктуры занимаемых территорий, а заявления об экологической безопасности на деле не обернутся пустыми декларациями.

Версия для печати