Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
14 июля 2016

Одни плюсы – эксперты о переходе регионов на безналичный расчет в транспорте

Фото: gov-murman.ru

Система безналичного расчета в общественном транспорте вводится на всей территории Мурманской области. Аналогичная система уже работает в Москве. Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты отметили, что помимо удобства для граждан новый вариант расчета заставит перевозчиков работать «в белую», избавит от «серых» схем при перевозке льготников и позволит отслеживать объективные данные за выпадающими расходами транспортных предприятий.

В Мурманской области переходят на безналичную оплату проезда в общественном транспорте на всей территории региона. Основные транспортные предприятия уже получили необходимое оборудование и начали тестирование новой системы. Переход на безналичный расчет позволит пассажирам оплачивать проезд при помощи смарт-карты, которую можно приобрести в специализированных точках продаж или у водителей. Планируется, что в дальнейшем жители области смогут приобретать пополняемые проездные карты.

Необходимость перехода на безналичный расчет в правительстве Мурманской области объясняют тем, что нынешняя система оплаты проезда не обеспечивает финансовой прозрачности, а также не защищает от использования поддельных проездных билетов. Новая схема позволит аккумулировать все данные об оплате в одном хранилище, чтобы в дальнейшем использовать информацию для взаиморасчетов между участниками системы. «Кроме того, отсутствие учета каждой совершенной поездки не дает возможности перевозчикам получать денежные средства в полном объеме за выполненную работу», – добавили в пресс-службе областного правительства.

Эксперты, опрошенные «Клубом Регионов», считают, что за этой системой расчета – будущее пассажирских перевозок.

Младший научный сотрудник Центра исследований транспортной политики ВШЭ Николай Залесский предупреждает, что для перехода на новую систему на начальном этапе нужно произвести определенные затраты на приобретение оборудования и обучение сотрудников. «Но потом начинаются одни плюсы: объем наличности уменьшается, и таким образом транспортные компании и отдельные перевозчики вынуждены работать «в белую», что увеличивает сбор налогов, повышает качество статистики и анализа, позволяет применять новые управленческие решения», – говорит эксперт.

Залесский отдельно выделил, что использование такой системы позволяет вывести из «серых» схем льготников. «Ведь существует практика, когда перевозчики просто заявляют объем льготников, которых они якобы перевозят, и получают компенсацию. Но если раздать всем льготникам по специальной карте [для безналичной оплаты], то регион точно будет знать, сколько денег он должен оплатить за проезд своих льготников», – отметил собеседник «Клуба Регионов».

Доктор экономических наук, заместитель гендиректора НИИ автомобильного транспорта Министерства транспорта РФ Ольга Матанцева обратила внимание, что такая система уже давно действует в Москве, «это очень удобно для пассажиров и к этому уже все привыкли».

«Когда все деньги собираются в едином центре, местным органам власти потом значительно легче расплачиваться с автотранспортными организациями за выполненную работу», – назвала эксперт одно из преимуществ данной системы. При этом она выразила мнение, что фактическая работа транспортных предприятий должна быть выражена в пробеге транспортных средств, который теперь легко отследить при помощи установленной на каждом муниципальном автобусе и маршрутном такси системы ГЛОНАСС.

С другой стороны, безналичный расчет, по словам Матанцевой, может пойти и на пользу бюджету, из которого перевозчикам компенсируют так называемые выпадающие доходы, представляющие разницу между расходами и доходами автопредприятия. «Если допустить, что

оплату за проезд собирает само автотранспортное предприятие, где гарантия, что оно предоставит местным властям 100% объективную информацию? А так в единый центр будут поступать и деньги, и вся информация», – добавила специалист.

Стоит отметить, что на безналичный расчет в пассажирском транспорте сейчас переходят и другие регионы. Так, только в 2016г. эта системы начала работать или еще внедряется в Кемеровской, Белгородской, Липецкой областях, Башкирии, Чувашии

Версия для печати
Главное