Новосибирская область
29 октября 2019

Организация школьного питания в Новосибирской области названа в числе лучших в стране

Два проекта из Новосибирской области вошли в число лучших по итогам Всероссийского конкурса проектов региональных и муниципальных систем организации школьного питания, который проводит Минпросвещения РФ. В регионе пояснили, что система питания школьников находится на личном контроле губернатора Андрея Травникова. По словам экспертов, глава региона должен понимать, что питание школьника – основа здоровья нации, поэтому этот момент должен быть выстроен идеально с учетом лучших практик.

Система организации питания в школах Новосибирской области вошла в число лучших в стране по итогам Всероссийского конкурса Минпросвещения РФ. Регион представил цифровой проект, который позволяет систематизировать и обобщать данные о системе управления школьным питанием в регионе. Кроме того, в номинации «Лучшая практика» одним из победителей стал проект Варламовской средней школы Болотнинского района.

Напомним, именно с решения проблем школьного питания начал свою работу в регионе губернатор Андрей Травников. Одним из первых своих указов на посту главы региона в 2017г. он вдвое увеличил бюджет на питание для школьников из многодетных и малообеспеченных семей. В 2018г. из областного бюджета на льготное питание школьников было выделено свыше 724 млн руб.

По мнению депутата, зампреда комитета по охране здоровья Госдумы, доктора медицинских наук Николая Говорина, организация горячего питания школьников – один из важных вопросов, которому уделяется внимание на федеральном уровне, и федцентр очень внимательно изучает и сравнивает региональный опыт: «Тема организации и контроля школьного питания серьезная и актуальная. Недавно Госдума приняла в первом чтении законопроект о горячем питании. Согласно ему, ученик начальных классов должен обязательно съедать в школе обед, включающий горячее блюдо. При его приготовлении запрещается использовать ГМО, а также продукты, выращенные с использованием стимуляторов роста, пестицидов, агрохимикатов и других потенциально опасных веществ. Учитывая этот закон, государство должно уже сейчас предложить конкретные механизмы для его организации. И здесь очень важным является обобщение решений тех регионов, в которых есть положительные практики по данному вопросу, наработанный опыт. То есть должен быть не просто разработан порядок нормативно-правового регулирования, которое определяет Министерство образования РФ, а сумма региональных практик. Для того чтобы определить, какие региональные решения имеют максимальный положительный эффект, какие из них передовые, правильные, и создан данный конкурс. И это очень хороший путь, главное не испортить все формализацией. Важен неформальный подход федеральных ведомств, объективная оценка лучшего и грамотное использование результатов, которые позднее будут переносить на всю страну».

По мнению эксперта, по итогам всероссийского конкурса стало понятно, в каких регионах работа ведется системно, выстроен четкий контроль и тиражируются лучшие практики. «В рамках поставленных государством целей главная задача регионального правительства – правильно оценить опыт территории по организации системы школьного питания, попытаться выявить сильные и слабые стороны, чтобы понять свои дальнейшие действия, – поясняет Говорин. – Конечно, стоит знакомиться с опытом регионов-соседей. В данном случае присказку «надо учиться на чужих ошибках» можно переиначить как «надо учиться и на чужих успехах». И в этом вопросе губернаторы будут являться лидерами, именно они этот опыт будут у себя внедрять, решать возникающие вопросы, в том числе финансовые. А если в регионе есть один или несколько удачных проектов, то их нужно знать и масштабировать».

Эксперт подчеркивает, что систему школьного питания необходимо также строить с позиции национального проекта «Демография». «В нацпроекте уже заложены все показатели по здоровому питанию. Там же говорится о школьной медицине, немаловажную роль в которой также играет здоровое питание. Потому что наших детей нужно не только воспитывать и обучать, но надо сохранить им здоровье, дать полезные продукты. И здесь чрезвычайно важна роль региональных властей, патриотическая и мудрая политика глав субъектов, которая будет вестись с заботой о детях чужих, как о собственных», – подчеркивает Говорин.

Президент Ассоциации по реализации социально значимых программ в сфере семьи, материнства и детства «Много нас», член Общественного совета при уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка Елена Фоминых также отмечает, что школьное питание – это фундаментальный вопрос государственной политики.

«Тема школьного питания – в числе тех, что находятся в повестке постоянно. Наряду с наличием в каждой школе медика горячее питание – это вторая составляющая той базы, которая гарантирует нам хоть какой-то процент уверенности в здоровом будущем наших детей. И оно должно существовать не только для детей из льготных категорий семей, а для всех. Уверена, что бюджета страны хватит на то, чтобы накормить всех школьников. И участие регионального правительства и непосредственно губернатора в формировании данной системы имеет принципиальное значение, так как это прежде всего вопрос финансирования. Кроме того, крайне важно личное отношение главы региона к данному вопросу. Он должен понимать, что питание школьника – основа здоровья нации, поэтому в регионе этот момент должен быть выстроен идеально. Государство в свою очередь должно выявлять эффективный опыт и рекомендовать его другим», – резюмирует Фоминых.

Добавим, что Минпросвещения организовало всероссийский конкурс для поиска лучших практик, которые позволят улучшить организацию питания школьников. Всего на конкурс было подано 615 заявок участников из 67 регионов России. В рамках конкурса было рассмотрено 447 конкурсных работ. Эксперты выделили 49 лучших проектов, в числе которых два из Новосибирской области.

Версия для печати