Вице-премьер Хуснуллин поддержал позицию губернатора Буркова по вопросу достройки метро в Омске
В Омске будут достраивать метро, сообщил вице-премьер Марат Хуснуллин во время прямого эфира в «Инстаграме», отвечая на вопросы подписчиков. Он рассказал, что недавно обсуждал этот вопрос с губернатором Александром Бурковым. «[Строительство метрополитена стоит] много, дорого. Денег не хватает. Ищем вопросы по оптимизации. Но считаю, что метро надо достроить в Омске», – заявил зампред правительства РФ. Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты оценили перспективы достройки омского метро.
Отметим, в мае 2021г. губернатор Бурков сказал, что вопрос строительства омского метро не снимается с повестки, а уже построенные объекты решено сохранить. Он также сообщил, что для завершения строительства первого пускового участка из пяти станций необходимо более 34 млрд руб., но таких денег в бюджете области не найдут «никогда». «По моему поручению администрация города и министерство прорабатывают вопрос использования инфраструктуры, которая была построена, для увязывания ее в единую транспортную сеть Омска. Это и метромост, и два участка станций. Хочу успокоить: мы этот вопрос не бросаем, но в какой форме будет он решен – подземное метро, наземная транспортная связь... То, что это надо доводить до конца, – факт», – заверил глава региона. Тогда он допустил, что для строительства метро могут быть использованы инфраструктурные кредиты.
Политолог Юрий Москвич полагает, что проблема достройки метро, которая в некоторых регионах тянется еще с 70-х гг. ХХв., наконец, приближается к концу. «Ключевой вопрос – это деньги. Но и тут предлагается компромисс, который заключается в том, что в тех городах-миллионниках, где раньше уже делались попытки строить метро, его нужно достроить», – говорит эксперт. Так, во время визита в Красноярск в середине июля 2021г. Хуснуллин рассказал об использовании под метро уже пробитых туннелей на глубине 60 метров и дальнейшем строительстве метрополитена за счет наземной сети. Ранее Владимир Путин рассказал, что проблему метрополитена-долгостроя в Челябинске решат путем объединения с трамвайной сетью. Отметим, в Красноярске и Челябинске, как и в Омске, появления метро ждут уже несколько десятилетий. Юрий Москвич также заметил, что все эти города испытывают серьезные экологические проблемы. «В этом смысле строительство метро решает несколько проблем. С одной стороны, оно сохраняет вклад прежних поколений, с другой – эффективно решает экологические проблемы. Кроме того, города становятся более привлекательными для проживания, там может остановиться утечка кадров», – поделился своим мнением политолог.
При этом собеседник «Клуба Регионов» считает, что решение вопроса омского метро зависит не только от федерального центра, но и во многом от губернатора Буркова. «Насколько глава региона гибкий, насколько готов сотрудничать с разными проектными организациями? Например, в Красноярске в последние годы японцы и китайцы предлагали много вариантов завершения проекта метро, но все они были очень дорогие. А в конечном счете победил более скромный проект, но который может быть реализован к 2024г. Но, конечно, этот вопрос зависит еще и от общей культуры и настроений в элитных кругах», – добавил Москвич.
Рассуждая о перспективах омского метро, старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Павел Зюзин подчеркнул, что ни один регион ни в современной России, ни в советское время не занимался строительством метро самостоятельно – это всегда было государственным делом. При этом он отметил, что потребность в нем зависит не только от численности населения, но и от планировочной структуры города, в частности, от того, где проложены линии, который планируют достраивать. «Например, в некоторых регионах метрополитены, которые начинали строить в советское время и которые сейчас оказались не достроены, ориентировались на обслуживание промышленных предприятий, которые сейчас не формируют нужного объема пассажиропотока. Такая ситуация сложилась, например, в Самаре. В Омске же недостроенный участок метро ориентирован на связь новых очень крупных микрорайонов на западе города [Левый берег] с его центром, и пассажиропотоки по этому коридору существуют сейчас, и метро было бы очень востребовано. И мне кажется, что в Омске, в отличие от Красноярска, перспективы достройки высокие», – говорит эксперт. Тем более что сейчас есть возможность существенно удешевить этот проект за счет наземных участков и прокладки трамвайных линий, например, по метромосту через Иртыш, который уже действует, но его нижний ярус, зарезервированный под метрополитен, не используется. По такому пути еще в 80-е гг., по словам Зюзина, пошли в Волгограде, где запустили скоростной трамвай, который использует станции, построенные по техническим проектам для метрополитена. А в Омске, заметил эксперт, линии метрополитена можно будет соединить с действующей трамвайной сетью, расширив таким образом маршруты. «И это будет намного круче, чем одна линия метрополитена, как, например, в Самаре или Нижнем Новгороде, где метро чудовищно убыточно. Если Омск пойдет по этому пути, то это будет лучшим решением метрокризиса, который сложился в городе и десятилетиями «пылесосит» на свое поддержание средства, которые могли бы пойти на поддержание других видов общественного транспорта. А с точки зрения пассажира, совершенно без разницы, что прибывает на станцию – синий вагон метро или трамвайный поезд из двух или трех вагонов. Главное, чтобы он без пробок вывез в центр города к библиотеке Пушкина и я сэкономил бы время на проезд», – заключил Зюзин.