Омск военных лет: смета на выживание
Четыре года неустанного труда во имя будущей победы, рост населения и потребностей города на фоне износа домов и дорог – тяготы военного времени требовали от властей не только административных усилий, но и мобилизации всех финансовых ресурсов. Но в итоге за время Великой Отечественной доходы Омска смогли вырасти на 184,2%, и миллионы рублей начали тратиться не только на такие ключевые статьи, как здравоохранение, но и на благоустройство.
Не сомнений, что война для нашего города стала серьезным испытанием на прочность. Но в то же время она оказалась мощнейшим стимулом к развитию, превратившим Омск в один из главных промышленных центров страны. И, конечно, не последнюю роль в этом сыграла работа Городского Совета депутатов трудящихся над планированием и исполнением бюджета.
Как свидетельствуют документы, сохранившиеся в Омском областном историческом архиве, за время Великой Отечественной население города выросло практически вдвое, а прирост городских доходов по сравнению с последним довоенным годом составил 184,2%. Расходы тоже росли, но за счет экономии по отдельным статьям в 1941-м Омск смог передать почти 9 млн рублей союзному бюджету.
«Эти средства местный бюджет г. Омска передал на усиление обороны нашей любимой Родины, для разгрома немецко-фашистских банд», – подчеркивалось в отчете об исполнении бюджета, доходы которого в том году составили 49 млн. рублей.
Учась жить в режиме тотальной экономии, горсовет продолжал сокращать затраты везде, где это было возможно, и одной из таких статей оказались управленческие расходы.
«Не секрет, что до войны управленческий аппарат многих хозяйственных и государственных организаций был не в меру разбухшим, что не только не способствовало делу, а часто мешало ему... Можно еще сэкономить многие миллионы рублей на ликвидации штатных излишеств. И возможности эти есть не только в том или ином учреждении, в той или иной хозяйственной организации, но в любом заводе, фабрике, стоит лишь вдумчиво приглядеться, и эти возможности обнаружатся», – отмечали тогда депутаты.
Следующий военный бюджет, составляемый на 1942 год, находился примерно в тех же финансовых пределах, и в доходной части оказался даже скромнее бюджета-41. Однако причиной тому стало сокращение государственных отчислений, потеря которых была практически полностью восполнена местными доходами от земельной ренты, налога на недвижимость и отчислений с прибылей – прежде всего, с прибылей коммунальных предприятий.
«Это положение устанавливает, что бюджет г. Омска сильно окреп и его доходная база усилилась!» – подчеркивал горсовет.
При этом власти не уставали повторять, что каждый затраченный рубль должен давать максимальный эффект, а каждый сэкономленный рубль будет усиливать помощь фронту и приближать победу над врагом. Тем не менее, расходы бюджета Омска не смогли не расти — рост населения города за счет эвакуации требовал соответствующего увеличения мест в детсадах и больничных коек, что влекло за собой заметное увеличение ассигнований на просвещение и здравоохранение. Естественно, что для нормально жизнедеятельности города игнорировать эти потребности было невозможно.
Чуть легче дела обстояли в 1943-м, когда город уже адаптировался к новым реалиям, и вопросы о том, как перезимовать с минимальными потерями и обеспечить такой эффект от посевной кампании, чтобы не умереть с голоду следующей зимой, стали для горсовета уже не такими острыми. Столкнувшись с суровыми реалиями тотального дефицита, под чутким надзором властей промышленность стала развиваться ударными темпами, заметно перевыполняя планы во выпуску всей продукции, включая ширпотреб. Ударно поработали и коммунальные предприятия. В целом доходная часть бюджета-43 была исполнена в объеме 75,5 млн рублей.
Расходы оказались на уровне 72,3 млн, что на 2,2% ниже плана, в основном из-за недоосвоенных средств на мощение дорог, очистку города и устройство городского сада. Но уже в следующем году тема благоустройства стала для горсовета одной из ключевых, причем за нее всерьез взялись даже федеральные власти. Так, 11 февраля Совнарком СССР издал постановление «О мероприятиях по улучшению городского хозяйства и культурно-бытового обслуживания населения городов Омской области», и это был отнюдь не последний подобный документ, появившийся в период Великой Отечественной.
Как признавал горсовет, «по своим размерам и по своему техническому состоянию городское хозяйство не было подготовлено к решению столь больших задач по нормальному обслуживанию возросшей промышленности и населения города». Но уже в 1944-м в этом направлении был сделан целый ряд шагов — от организации пригородного железнодорожного сообщения и запуска первого канализационного коллектора в левобережной части города до высадки 200 тысяч саженцев деревьев и кустарников.
В 1944-м на внешнее благоустройство Омска было направлено 16 млн рублей: 3,3 млн за счет бюджета, 12,7 млн — за счет средств заводов и фабрик. Более половины всей этой суммы пошло на мощение и ремонт улиц. В том же году были озвучены планы по устройству двух общегородских пляжей с купальнями, расширению трамвайной сети, а также по строительство большого городского водопровода.
Возвращаясь к бюджету, можно сказать, что в 1944-м он поражал своим размахом — его доходная и расходная части перевалили за 86 млн рублей, и город вопреки войне развивался невероятными темпами. Причем задача благоустройства была в числе ключевых и в победном 1945-м, а «боевая программа» ее выполнения была определена постановлением Совнаркома РСФСР «О мероприятиях по улучшению хозяйства города Омска» от 22 ноября 1944-го и еще одним аналогичным актом Совнаркома СССР от 28 января 1945-го.
«Мероприятия, которые утвердило правительство, направлены на улучшения культурно-бытового обслуживания трудящихся, на удовлетворение самых жизненных потребностей населения города», — говорили депутаты, подчеркивая, что «жилищный фонд отстал от населения», да и в остальном город должен «принимать культурный вид».
И первая послевоенная сессия горсовета, собравшаяся через 10 дней после капитуляции руководства фашистской Германии, также была посвящена двум этим ключевым темам — бюджету и благоустройству города.
«Еще больше возросла и усилилась роль и значение государственного бюджета в укреплении обороноспособности, экономической мощи и в культурном росте нашей страны. Местный бюджет г. Омска на 1945 г. растет по сравнению с прошлым годом на 26,5% и обеспечивает новое расширение сети социально-культурных учреждений и значительный сдвиг в благоустройстве города», — отмечал горсовет, подчеркивая, что бюджетным планом предусмотрен дополнительный прием детей в ясли и детсады, развертывание 240 новых классов в школах, расширение лечебных и социально-культурных учреждений, а также ряд других мероприятий, чтобы «быстрее залечить раны» и перейти к «мирному развитию».
«Особо запущенными» отраслями городского хозяйства были названы бани и городской транспорт, но тут на помощь пришли руководители ряда заводов, взявшиеся за восстановление трамвайного парка. Еще более посильную помощь оказывало государство, которое в условиях войны, когда каждая копейка была на счету, в 1944-45 годах отпустило на строительство и благоустройство Омска в сумме около 50 млн рублей.
Необходимый объем работ был столь велик, что приведение города в надлежащий вид оставалось ключевой задачей городских властей до самого конца 40-х. Однако уже к моменту окончания Великой Отечественной войны Омск, по словам депутатов горсовета, «в корне изменил свое лицо», и его большое будущее не вызывало никаких вопросов.