Усилия областных властей позволили провести обновление общественного транспорта в Оренбурге
Автобусный парк Оренбурга в 2023г. обновился на 40% – впервые за 20 лет, сообщил губернатор Денис Паслер во время передачи муниципальному предприятию «Оренбургские пассажирские перевозки» 23 новых ЛиАЗов. Автобусы большой вместимости на экологичном газомоторном топливе приобрели в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». Расходы по лизинговым платежам возьмет на себя областной бюджет.
Всего за год в Оренбург поступило 90 новых автобусов, к началу 2024г. власти намерены закупить еще 100 единиц. «В Оренбурге и городской агломерации проживают почти 750 тысяч человек. Растут расстояния для ежедневных поездок, оренбуржцы становятся более мобильными. Запрос на обновление общественного транспорта очень большой», – сказал Паслер.
Автобусы, поступившие в Оренбург, оснащены спутниковой навигацией ГЛОНАСС, в них установлены кондиционеры, работает вай-фай, бесконтактная система оплаты проезда, приборы для подсчета пассажиров.
В крупных городах на долю транспорта приходится больший объем загрязнений воздуха, к примеру, в Москве это 90%, а в Санкт-Петербурга – 60-70%, говорит профессор кафедры государственного регулирования экономики РАНХиГС Ольга Маликова. Перевод общественного транспорта на газ способствует сокращению выбросов, что особенно важно для промышленных городов, таких как Оренбург.
Замена дизельных автобусов на газомоторные несет пользу не только экологии, говорит Маликова: «Сейчас наблюдается избыток предложения природного газа, и с экономической точки зрения перевод общественного транспорта на газ является оправданным решением».
Обновление общественного транспорта, если это отвечает запросу граждан и сопровождается грамотной организацией всей связанной с этим системы, – это важное условие решения транспортной проблемы, говорит декан факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. По его словам, за исключением Москвы и пары-тройки других крупных городов в последние годы вложения в обновление общественного транспорта были скудными, но сейчас ситуацию исправляется. «Не случайно следующее заседание Госсовета будет посвящено наземному общественному транспорту – вот этим самым автобусам, трамваям и городским электричкам», – подчеркнул эксперт.
Блинкин рассказал, что в свое время власти многих российских городов приняли решение, что муниципальный общественный транспорт должен стать «социальным сервисом» для тех, кто еще не пересел на частное авто. Но вместо поддержки муниципальных предприятий ставку сделали на частные маршрутные такси, которые не требовали дотаций. А в итоге получились забитые дворы и дороги, поскольку проектировщики построенных в советское время городов исходили из принципа, что на 1 тыс. горожан будет всего 60 автомобилей, а сейчас, по словам эксперта, нет ни одного города, где это соотношение было бы меньше 300-400 авто на тысячу человек. «И если мы хотим иметь в городе более-менее приличную транспортную и экологическую обстановку, то мы должны предложить горожанину цивилизованную альтернативу частному транспорту», – уверен Блинкин. По его словам, это поняли на самом высоком политическом уровне. Тренд здесь задает администрация президента, которая приступила к решению проблемы по самым разным направлениям: это и нацпроект БКД, программа «Чистый воздух», программа газификации транспорта. От регионов требуется активное участие в этих программах, как это сегодня делает Оренбургская область.
Напомним, ранее губернатор Паслер объявил, что всего в Оренбургскую область в 2023г. поступят 250 новых автобусов, которые распределят между районами. Для обновления парка регион использует собственные средства, инфраструктурные и казначейские кредиты. По мнению экспертов, подобный подход вполне оправдан, учитывая, что без участия областных властей муниципалитеты не в силах вести такую работу.