Политолог Ковин: власть и культура в Пермском крае – два совершенно разных мира
Непониманием со стороны властей Пермского края объяснил свой уход с поста художественного руководителя театра оперы и балета известный музыкант и дирижер Теодор Курентзис. Он обвинил чиновников в «отсутствии трепета и чуткости». В правительстве Максима Решетникова эти претензии сочли безосновательными. Эксперты, опрошенные «Клубом регионов», считают, что губернатор и худрук не сошлись в приоритетах.
Известный греческий и российский музыкант и дирижер Теодор Курентзис прокомментировал свое решение об уходе с поста художественного руководителя Пермской оперы. В прощальном письме своим коллегам по театру он посетовал на непонимание со стороны краевых властей и поблагодарил руководство региона за «отсутствие трепета и чуткости», в результате чего и было принято непростое решение. В правительстве региона претензии назвали безосновательными.
По мнению директора «Центра избирательных технологий» Людмилы Ознобишиной, Курентзис сыграл мощный «дембельский аккорд» в адрес краевых властей. При этом эксперт считает, что претензии музыканта не нужно напрямую связывать только с именем губернатора Максима Решетникова.
«За восемь лет маэстро познакомился с управленческими моделями трех губернаторов [Олега Чиркунова, Виктора Басаргина и Максима Решетникова]. И хотя губернаторы менялись, но львиная доля пермской политической элиты – это одни и те же люди. Они меняют должности на разных уровнях власти, посты, но остаются здесь и олицетворяют власть, – поясняет Ознобишина. – Именно пермской политической элите, которая оказалась не способной создать новую и развивать существующую культурную институцию были адресованы слова Теодора. Такова пермская действительность. Поэтому можно считать количество недостающих музыкантов в оркестре, количество постановок. Навешивать на Курентзиса обиды за несозданную консерваторию и еще за другие пермские неудачи. Организовывать в театре проверки контрольных органов, но это деятельность не созидающая. Давайте скажем честно, что задача власти организовать и создать условия. К сожалению, они не были созданы».
Политолог также отмечает, что во власти края сегодня нет лоббистов культурной политики. По мнению Ознобишиной, в крае «тк и не сложилось мнения, что строительство новой сцены, новой галереи нужно еще кому-то кроме кучки пермяков и приезжих звезд».
«Письмо Теодора Курентзиса – это диагноз нашим политическим элитам, которые всегда переживут очередного культрегера, считая расходы и обсуждая проекты, чем будут создавать новые смыслы и строить здания. Тратят на то, что понятно. Шоссе Космонавтов и аэропорт понятны. А культура как была, так и осталась чуждой и непонятной материей. Нет лоббистов, нет заказчиков. Се ля ви», – резюмирует эксперт.
По словам политолога Виталия Ковина, губернатор Решетников – «один из тех классических технократов, который полностью оправдывает данное звание своими действиями» во всех направлениях руководства Пермским краем.
«Если внимательно посмотреть его высказывания по поводу Курентзиса и его деятельности, то одна из главных претензий губернатора – что худрук оперного театра на те средства, которые ему выделяет бюджет края достаточно мало выступал и делал постановок, – говорит Ковин. – То есть, всё в логике того самого технократического подхода: мы вам даем слишком много средств, а вы их мало отрабатываете здесь у нас в Пермском крае. При таком сугубо экономическом – не от слова «экономика», а от слова «экономия» – подходе региональной власти Курентзис долго оставаться здесь не мог. Это касается не только сферы культуры. Решетников точно также управляет муниципалитетами и селами. Все нужно оптимизировать, сократить: и школы, и больницы, и культурные проекты. Власть и культура в регионе – это два совершенно разных мира и письмо Курентзиса это ярко доказывает».
При этом Ковин подчеркивает, что сам Курентзис – «величина, которая может позволить себя вести так, как он считает нужным».
Добавим, что Теодор Курентзис руководил Пермским театром оперы и балета имени Чайковского в течение семи с половиной лет – с января 2011г.