Глава Тувы:  земляки обеспокоены новостью о том, что на территорию Тувы упали обломки космического корабля «Прогресс»
22 июля 2014

Президент провел совещание по развитию Самарской области

В ходе поездки в Самарскую область Владимир Путин провел совещание по социально-экономическому развитию региона.

В.ПУТИН: Уважаемые коллеги, добрый день!

Мы совсем недавно встречались с губернатором Николаем Ивановичем Меркушкиным, и он докладывал мне о том, какими проблемами живет Самарская область, говорил о том, что сделано, что планируется сделать. По его предложению мы собираемся с вами уже в таком составе, пошире, потому что хотели послушать тех, кто непосредственно работает в области, тех, кто занимается конкретным делом, конкретным бизнесом, с тем, чтобы привлечь внимание не только всех коллег на уровне Самарской области, руководства самой области, но и привлечь внимание Правительства Российской Федерации, Администрации Президента для того, чтобы не только провести анализ того, что происходит, но и договориться о том, что в ближайшее время нужно будет сделать, чтобы ситуация вышла на новый качественный уровень, для того, чтобы создавались новые рабочие места, чтобы улучшалась инфраструктура, для того, чтобы улучшался деловой климат. Вы знаете, мы в целом по стране над этим работаем, а Самара должна, по-моему, здесь быть одним из лидеров, имею в виду, что Самара входит в число десяти крупнейших промышленно развитых регионов нашей страны.

Мы сегодня с Николаем Ивановичем пытались вспомнить, какого года эта песенка – «Самара-городок», но теперь это далеко уже не городок – это город большой, промышленный центр. И вся Самарская область отличается развитой промышленностью, высокой степенью переработки. Что особенно приятно, применяется кластерный подход к развитию экономики, имею в виду особое внимание на перспективные отрасли, такие как аэрокосмическая, авиационная, автомобильная, химия, нефтехимия. Это всё, как я уже сказал, сфера деятельности с высокой степенью переработки, с высокой добавленной стоимостью.

Разумеется, когда мы имеем дело с таким производством, очень важна среда, в которой предприятия этих отраслей работают. Давайте обо всём этом сегодня поговорим и постараемся сделать необходимые выводы.

Должен сказать, что в других регионах мы регулярно с коллегами из Правительства такую практику осуществляем, и она, как правило, имеет хорошие результаты. Имею в виду, что нам дают возможность поговорить, обсудить с теми, кто непосредственно занимается производством, потом внести соответствующие коррективы на региональном и на федеральном уровне для того, чтобы помочь вам в конкретной работе.

Николай Иванович, пожалуйста.

Н.МЕРКУШКИН: Уважаемый Владимир Владимирович!

Прежде всего я хочу сказать слова благодарности Вам за сегодняшнее совещание под Вашим руководством по ключевым вопросам социально-экономического развития Самарской области и в таком представительном формате. Вы на самом деле, когда мы встречались, сразу сказали, что Вы обязательно это сделаете. Месяца практически не прошло, и вот мы сегодня здесь.

В своём выступлении я остановлюсь только на тех направлениях и проектах, которые являются критически важными для долгосрочного стабильного развития региона и требуют взаимодействия с федеральным центром. Ещё в советское время, да и в 1990-е годы, Самарская область входила в тройку лидеров страны по объёму экономики и была первой в Поволжье. Сейчас область опустилась на третье место в ПФО и десятая в стране, а по состоянию ряда направлений инфраструктуры и в пятом, и в седьмом десятке.

В.ПУТИН: Давайте не будем говорить, что она куда-то опустилась, – давайте будем говорить, что другие приподнялись. Так благороднее как-то звучит, не обидно для самарцев.

Н.МЕРКУШКИН: Мы тоже поднимались, но другие поднимались быстрее и активнее, а вот по ряду направлений инфраструктуры мы оказались в пятом и в седьмом десятке. К сожалению, по состоянию дорог в городе Самаре – в области получше, а в городе Самаре мы вообще в последней тройке. Одной из причин такого положения является существенное отставание Самарской области за последние 15 лет по объёму инвестиций в основной капитал на душу населения. Объём недофинансирования инвестиций от среднероссийского уровня, если брать инвестиции на душу населения по стране и в Самаре, мы отстаём на 400 миллиардов рублей, из них 140 миллиардов рублей бюджетных инвестиций.

Если сравнить Самарскую область с соседними сопоставимыми по потенциалу регионами, то недофинансирование, точнее недоинвестирование, составило и более триллиона рублей, из них свыше 200 миллиардов рублей бюджетных инвестиций в инфраструктуру. Такой перекос произошёл за последние 15 лет. Это прежде всего объясняется структурой бюджета области, сложившейся с конца 1990-х годов, где инвестиционная составляющая бюджета по сравнению с текущими расходами была значительно ниже, чем в соседних регионах. У нас очень много шло на проедание, на текущие расходы, и очень низкая доля в бюджете была на развитие, на инвестиции.

Вторая, ещё более весомая причина – крайне слабое участие Самарской области в федеральных программах. В результате объём федеральных инвестиций на душу населения в области в 2,5 раза ниже, чем в среднем по стране.

В то же время в Самарской области ещё в советский период создан был богатейший потенциал и накоплены уникальные компетенции для развития стратегических отраслей промышленности федерального значения, в том числе оборонной, которые сегодня могут конкурировать как на российском, так и на международном рынках: это космическая, как Вы уже сказали, Владимир Владимирович, авиационная отрасли, химия, нефтехимия, автомобилестроение, металлургия. Здесь мы по всем направлениям конкурируем не только внутри России, но и на международном рынке.

Мы видим нашу главную задачу – сохранить эти компетенции и развить их на новой инновационной основе. На ряде наших ведущих предприятий работают крупные конструкторские центры. Сегодня Александр Николаевич [Кирилин, генеральный директор РКЦ «Прогресс»] Вам говорил, только у него более 2,5 тысячи человек работают, причём в последние годы идёт активное омоложение [кадрового состава].

При Вашей поддержке, Владимир Владимирович, завершается строительство технопарка «Жигулёвская долина» и особой экономической зоны в Тольятти. Эти решения Вами принимались в 2008 году. Мы в этом году завершаем, в первую очередь, особую экономическую зону и полностью завершаем технопарк. Правительством Российской Федерации Самарский аэрокосмический университет определён как базовый в стране для подготовки специалистов в своей отрасли и отобран в программу 15 вузов для вывода в топ-100 лучших вузов мира.

Но для создания полноценной инновационной инфраструктуры в современных условиях этого недостаточно. Нам крайне необходим технополис в Самаре, мы его назвали «Гагарин-центр», а на его базе – студенческий кампус для подготовки магистров и аспирантов в соответствии с самыми современными требованиями аэрокосмической отрасли сегодня и в будущем. Это будет новый район Самары, инновационный город, расположенный на площадке, выделенной к чемпионату мира по футболу. Такое расположение позволит нам значительно сократить затраты на его создание и максимально рационально использовать наследие мундиаля.

Нами начаты работы по проектированию объектов аэрокосмического кампуса на площадке «Гагарин-центра», нас в этом активно поддерживают Министерство образования, Министерство экономического развития страны, предприятия аэрокосмического кластера. Нам нужна и поддержка Правительства Российской Федерации в софинансировании создания центра, чтобы в полной мере реализовать этот проект до 2020 года. Мы просим принять специальное постановление Правительства Российской Федерации по этому вопросу. И как раз до 2020 года мы должны аэрокосмический университет вывести в топ-100 мира, и мы этим самым можем в комплексе решить проблему и сделать мощнейший задел для дальнейшего развития аэрокосмической отрасли в стране.

Большинство наших стратегических проектов мы связываем с развитием самарско-тольяттинской агломерации, третьей по величине в стране. Потенциал агломерации позволяет рассматривать её как одну из самых перспективных территорий роста в России. Проект развития агломерации включён Минрегионом в перечень пилотных. Для развития агломерации нужна, прежде всего, современная инфраструктура, в первую очередь транспортная.

Мы единственный регион на Волге, не имеющий через неё автомобильного моста. Проезд осуществляется по территории Национального парка «Самарская Лука» и плотине Жигулёвской ГЭС, пропускная способность которой в связи с конструктивными особенностями и возрастающими с требованиями антитеррористической безопасности будет постоянно сокращаться.

Для решения этих проблем разрабатывается проект строительства мостового перехода через Волгу в районе села Климовска с северным обходом Тольятти. Его строительство было запланировано ещё в советское время. Без этого моста с северным обходом Тольятти не сможет выйти на проектную мощность АвтоВАЗ, особая экономическая зона, и будет крайне затруднено развитие предприятий большой химии. Они все располагаются в северной части Тольятти, там, где должна была пройти обходная дорога. А все, в том числе предприятия большой химии, у нас их там пять, – все они сегодня активно модернизируются и будут увеличивать объёмы производства.

Владимир Владимирович, по этому вопросу Вы уже давали поручения.

Их проработка сегодня ведётся в Росавтодоре, но я ещё раз хотел бы сказать сегодня, что это один из ключевых вопросов развития Тольятти и всей области.

Областной центр Самара также нуждается в масштабной реконструкции дорог и строительстве дополнительного выезда из города с выходом на автомобильную дорогу, автодорожный маршрут Центр – Поволжье – Урал – Казахстан. Для этого необходим новый мост через реку Самара, Фрунзенский, который свяжет Самару в том числе и с Новокуйбышевском (где «Роснефтью» планируется строительство полимерного комплекса мирового уровня, и сегодня об этом будет сказано) и, конечно, я уже сказал, нас тесно свяжет с Казахстаном.

Учитывая плохое состояние внутригородских дорог, ненормативное, точнее так скажу, – в Самаре многокилометровые пробки на выездах из города. Нам необходимо строительство основной транспортной оси областного центра – автомагистрали «Центральная». Проект был разработан 40 лет назад, на сегодня реализован лишь на одну пятую. Строительство 10 лет назад было заморожено, и все последующие проработки подтверждают, что без этой магистрали нормальная жизнедеятельность города Самары невозможна, а коридор оставлен.

Коридор как в советское время оставлен был, он так и сегодня есть, только там гаражи и так далее, временная застройка. Если мы эту дорогу сделаем, мы сейчас рассматриваем механизм государственно-частного партнёрства, не исключаем, что «Газпромбанк» будет участвовать в финансировании этой магистрали, – для Самары было бы практически полное решение проблем с транспортными передвижениями.

Крайне важным для повышения связанности агломерации и проведения чемпионата мира по футболу является строительство скоростного железнодорожного сообщения Самара – Курумоч – Тольятти. От Тольятти до промышленной зоны Самары можно будет тогда доехать за 50 минут. Это значительно повысит доступность аэропорта и Самаре, и Тольятти, увеличит трудовую мобильность и облегчит решение проблем от освобождения трудовых ресурсов, что сейчас в Тольятти часто происходит, и, наоборот, в Самаре скоростная нитка очень легко может потом решать очень многие проблемы.

Общая стоимость проекта, конечно, велика – 6 миллиардов рублей. Мы с ОАО «РЖД» этот проект вместе рассматриваем, и мы просили бы Министерство экономического развития, Министерство транспорта, Министерство финансов и ОАО «РЖД» ещё раз рассмотреть этот проект и поэтапно решать: сейчас пока заехать в Курумоч, там средства небольшие, потом поэтапно увеличивать скорость на этой трассе.

В условиях высокой загруженности уличной дорожной сети такого крупного мегаполиса, каким является город Самара (население – 1 миллион 200 тысяч), особое место занимает метрополитен. Самара была третьим городом после Москвы и Ленинграда, где началось строительство метро. Но на сегодня не завершена даже первая очередь. В этом году строительство возобновлено, и вводится новая станция. Мы пересмотрели схему метрополитена, и, чтобы она была логистически завершённой, необходимо построить ещё три станции для связи существующей ветки с железнодорожным вокзалом. От строительства семи станций метро мы отказались. Нам важнее сегодня направить средства на реконструкцию той магистрали «Центральная», она снимет те проблемы, которые должно было решать метро.

Уважаемый Владимир Владимирович, прошу поддержать Правительство Самарской области в реализации указанных проектов развития через включение этих проектов в государственные программы. У нас по всем этим направлениям есть государственные программы. Если некий приоритет будет, то мы можем все эти вещи уже к чемпионату мира решить и решить очень многие проблемы для города.

Решение важных для жителей области вопросов направлено на достижение главной цели политики Правительства Российской Федерации, Вашей, Владимир Владимирович, – это народосбережение. Накопившиеся проблемы в социальной сфере ведут к тому, что в Самарской области сохраняется естественная убыль населения. Сегодня уже более 50 регионов, где есть естественный прирост населения. Мы, к сожалению, имеем такой потенциал, у нас на 6 тысяч умирает больше, чем рождается, – до сегодняшнего дня.

Уровень заболеваемости в области превышает среднероссийские показатели, а по так называемым социально значимым заболеваниям мы одни из лидирующих регионов в стране: СПИД, туберкулёз, психические заболевания, которые связаны с состоянием общества.

Решению этих проблем способствует формирование, конечно, прежде всего, здорового образа жизни и здорового питания с натуральными продуктами. В этом направлении приоритетом является развитие массового спорта и спорта высоких достижений. Однако на сегодняшний день область обеспечена спортивными объектами только на 19 процентов от нормы. По этому показателю мы в шестом десятке в стране, а когда-то Самарская область имела на каждой Олимпиаде по два-три чемпиона олимпийских игр, это было 20–30 лет назад. Здесь был и центр ЦСКА (Самара являлась центром) и так далее. Сейчас у нас – Тагир Хайбуллаев, в дзюдо, и то он во многом в Питере своё мастерство добавлял.

Самара как областной центр с населением, я уже говорил, 1,2 миллиона человек остро нуждается в современных крупных спортивных центрах международного и национального уровня. У нас нет ни одного зала, где могло бы уместиться более 1,5 тысячи человек. Ни одного зала. Для города 1,2 миллиона был трехтысячный зал, он сейчас в аварийном состоянии, и мы в этом году будем его сносить. Он был построен 52 года назад, четвёртый ледовый объект в стране, когда в Москве, в Питере, в Самаре строились, но сейчас он в аварийном состоянии. И там три тысячи мест было. Учитывая популярные в Самаре виды спорта, такие прежде всего как всё, что связано со льдом и универсальными видами спорта, – это ледовый дворец, велотрек. У нас много олимпийских чемпионов по велоспорту, нам нужен крытый велотрек. И комплекс единоборств, потому что у нас очень сильно развито дзюдо, школы, детские школы. Мы будем Кубок Европы в этом году в декабре проводить. И мы очень хотели просить включить эти объекты в федеральную программу на условиях софинансирования. Виталий Леонтьевич нас в этом по большому счёту поддерживает.

Текущее состояние здоровья населения области требует от нас значительных вложений в сферу здравоохранения. Мы пошли сейчас активно на ГЧП. Уже вложили пять миллиардов рублей, дальше будет строиться «Мать и дитя». Марк Курцер у нас будет строить на 3,5 миллиарда рублей межрегиональный комплекс. Мы выделили землю, тоже недалеко от стадиона, где будем строить, в инновационной зоне. Свой бизнес будет строить новый кардиоцентр, вкладывается три миллиарда рублей. Строиться будет немцами несколько диализных центров. В общем, большой блок вопросов хотим решить за счёт частного партнёрства.

Но не могу обойти вниманием такой волнующий население нашей области вопрос, как высокая заболеваемость и смертность от онкозаболеваний. Они тоже у нас выше среднероссийских. Нам необходим современный высокотехнологичный центр медицинской радиологии для детей. Если Правительство Российской Федерации поможет нам, мы имеем хорошую базу в целом, школа хорошая, если создать радиологический центр, то аналога не будет в Европе такого уровня. Есть проект, Владимир Уйба тоже поддерживает нас в этом активно. Мы бы хотели, чтобы он был рассмотрен.

Высокая концентрация в границах агломерации промышленных предприятий, крупнейший в ПФО транспортный комплекс определяют высокую нагрузку на природную систему региона. Поэтому нам очень важно, я не буду, может, детально говорить, сократить сбросы в Волгу, необходимо провести реконструкцию очистных сооружений в Самаре, в Тольятти, в Сызрани, в Октябрьске. Я бы хотел, чтобы мы вместе с Минрегионом, Минстроем рассмотрели эти вопросы и вошли в федеральную программу.

Хочу подчеркнуть, что в области прилагается максимум усилий для решения проблем, о которых я сейчас говорил. Мы сами пытаемся. Работа идёт сразу по многим направлениям. Это прежде всего активизация расходной части бюджета и снижение стоимости строительства объектов, включение проектов в государственные программы Российской Федерации, привлечение инвесторов, развитие государственно-частного партнёрства. Регион лидирует в ПФО по привлечению иностранных инвестиций. По прошлому, позапрошлому году, в общем, самый большой объём иностранных инвестиций вложено в область. Резко увеличился объём жилищного строительства – в 1,7 раза за два года. Растёт промышленность и сельскохозяйственное производство на сегодня, создаются комфортные условия для развития предпринимательства. Активно взаимодействуем с банками, особенно с Внешэкономбанком, с которым скоро подписываем пилотный план совместных мероприятий по комплексному развитию территории Самарской области. В него выходит крупный инвестиционный проект общей стоимостью 163 миллиарда рублей. Хотелось бы, чтобы этот пилотный проект был поддержан, в том числе и Правительством Российской Федерации.

В плане большая доля проектов нацелена на обеспечение населения собственными качественными, натуральными продуктами. Потому что в том числе рост заболеваемости туберкулёзом мы связываем с тем, что Самарская область – одна из территорий, куда завозится больше всех продуктов извне. 80 процентов продуктов не собственные, а завозятся извне. Естественно, нет гарантии качества.

Несмотря на сравнительно высокий уровень заработной платы, в области сформировался очень широкий слой населения с невысокими доходами из‑за большого уровня дифференциации населения, по которому область занимает второе место в стране после Москвы. Если убрать офисные центры, Правительство и так далее, расположенные в Москве, если брать среднее население, то мы оказываемся, Владимир Владимирович, по дифференциации по доходам на первом месте в стране. Поэтому есть слой богатых людей и достаточно большой слой, широкий слой, у которых есть определённые проблемы в возможности приобретения тех же продуктов. Поэтому по покупательской способности область находится на 46‑м месте. Ещё раз хочу сказать, во многом из‑за того, что более 80 процентов продуктов питания завозится из‑за пределов области, продукты дорогие и не всегда того качества. В результате из‑за сложных логических цепочек мы теряем очень много. И мы хотим, в том числе с ВЭБом, реализовать ряд проектов, которые могли бы обеспечить, наоборот, на 80 процентов своё население собственными продуктами питания.

Когда‑то, в советское время, Самарская область обеспечивалась полностью, стопроцентно мясом, мясом птицы, яйцом, производили сахар, зерно экспортировалось даже. В этом смысле мы упали в четыре раза к уровню советского периода по объёмам сельхозпроизводства. Это самое большое падение в стране по объёмам производства. Многие сейчас производят больше советского периода, а у нас объём производства в четыре раза ниже, чем в советское время. В этом секторе по большинству показателей мы оказались последними в ПФО. Когда‑то в ПФО мы были в тройке лидеров. Поэтому доступность для населения качественного продовольствия можно обеспечить, только значительно увеличив внутреннее производство молока, мяса, яйца, восстановив потерянное производство сахара, создав современное сыроваренное производство, увеличив мощность традиционного для области пивоварения. Для этого нам исключительно важна поддержка ВЭБа, Россельхозбанка, Росагролизинга.

Мы активно занимаемся наращиванием собственного производственного потенциала. Полагаем, что вливание федеральных средств в экономику Самарской области окупится уже в среднесрочной перспективе. По нашим прогнозам, они достаточно плотно проработаны, уже в 2016 году прирост налоговых поступлений в федеральный бюджет составит более 40 миллиардов рублей, а к 2020 году – 140 миллиардов рублей с увеличением общего объёма федеральных налогов до 280 миллиардов. То есть мы за шесть лет планируем в два раза увеличить отчисления налогов в федеральный бюджет. Многие эти проекты сейчас реализуются, и часть проектов сейчас у нас в планах развития. Реализация только одного проекта группы компаний САНОРС с «Роснефтью» позволит возвратить федеральные кредиты, кредитные средства – я с просьбой к Вам, Владимир Владимирович, обращался, когда был у Вас. Если Минфин и Правительство нас поддержат, мы могли бы в течение четырёх-пяти лет только за счёт этого источника, только за счёт дополнительных доходов от САНОРСа рассчитаться с этими кредитными ресурсами.

А что касается отчислений в федеральный бюджет, это само по себе, мы из собственных доходов могли бы это сделать. Своевременное решение насущных проблем, конечно, для нас исключительно важно, потому что Самара готовится к чемпионату мира. И нам бы хотелось основные проблемы, которые я назвал, всё‑таки завершить, может быть, не все к 2020 году, а часть из них, по крайней мере, к 2018 году, для того чтобы достойно провести чемпионат мира.

В завершение хочу сказать, что Самарская область может вновь стать, Владимир Владимирович, опорным регионом России. Решение многих масштабных, судьбоносных в истории нашего государства задач неоднократно поручалось именно Самарской области. Так было в военные годы, когда Самара в кратчайшие сроки, организовав производство и выпустив 32 тысячи самолётов-штурмовиков, обеспечила превосходство в воздухе, что во многом определило исход Великой Отечественной войны. Самара определялась руководством страны запасной столицей, столицей тыла. Так было и позже, когда Самаре была доверена важнейшая миссия по созданию ракетно-ядерного щита, освоению космоса, развитию «большой химии», созданию народного автомобиля, производству гражданского самолёта Ту‑154, которых Самарским заводом было произведено больше, чем какого-либо другого самолёта в мире. Такое количество ни один завод мира не производил. Самарскими конструкторами ещё 40 лет назад был разработан ракетный двигатель, которому до сих пор нет равных в мире.

Самара всегда оправдывала доверие государства. Уверен, что и сегодня мы справимся и выполним любую государственную задачу, которую Вы, Владимир Владимирович, перед нами поставите. Мы будем активно двигаться вперёд, опираясь на широкую поддержку населения.

Спасибо за внимание.

В.ПУТИН: Спасибо, Николай Иванович.

По поводу продуктов питания, которые завозятся из‑за пределов Самарской области. Вы сказали, что поскольку они завозятся, то они некачественные.

Н.МЕРКУШКИН: Из‑за рубежа очень много.

В.ПУТИН: Из‑за рубежа. Конечно, нужно производить на месте, тем более продукты питания, которые соответствуют климатической зоне и возможности почв. Но то, что привозится некачественное, то это странно звучит очень... А где Роспотребнадзор? А ваши службы? Что за ерунда такая? Как это? Завозятся и направляются в торговую сеть некачественные продукты, что ли? Вы что такое говорите‑то? Мне даже странно это слышать, как это возможно.

Н.МЕРКУШКИН: Владимир Владимирович, имелись в виду продукты, которые очень долго хранятся. Когда хранятся, они не всегда сохраняют качество.

В.ПУТИН: Ну а где службы надзора‑то? Не могут сохранить, значит, всё, отвал, на свалку, на переработку. Не в торговую же сеть! И торговые сети вы должны контролировать.

Н.МЕРКУШКИН: Не до такой степени некачественные, а нет всего того качества микро- и макроэлементов.

В.ПУТИН: Послушайте меня, Вы следите за тем, что Вы говорите. Или следите за соответствующими службами. Или то надо делать, или другое.

Н.МЕРКУШКИН: Хорошо.

В.ПУТИН: И Роспотребнадзор попрошу проверить тогда самым внимательным образом, что происходит в торговых сетях в Самаре.

Пожалуйста, давайте послушаем тех, кто непосредственно работает в производстве.

Алексей Викторович Гусев.

А.ГУСЕВ: Уважаемый Владимир Владимирович!

Самарский авиационный завод за свою историю выпустил 22,5 тысячи самолётов. Основные из них – Ту‑154, стратегический бомбардировщик Ту‑95. В новейшей истории мы освоили без привлечения государственных денег самолёт Ан‑140, который успешно поставляли в Якутию и сейчас по линии гособоронзаказа – в Министерство обороны. Но известная ситуация на Украине ставит на грань остановки этого проекта, потому что у нас более 30 заводов-поставщиков на Украине, и головное КБ там в том числе. И Министерство обороны уже вышло с инициативой расторжения контракта с нами.

В.ПУТИН: С КБ Антонова сотрудничаете?

А.ГУСЕВ: Да, с КБ Антонова.

В.ПУТИН: И в каком состоянии сейчас там, прекратилась работа?

А.ГУСЕВ: Они пока продолжают работать. Там непонятная ситуация и с руководством, взаимоотношениями с новыми властями. И более того, по всем заводам там предоплата. Но сейчас мы не платим предварительно деньги КБ на Украине, это просто небезопасно для нас. Поэтому у нас есть заделы, чтобы сейчас три самолёта достроить. Но дальше мы не представляем, как быть.

В.ПУТИН: А коллеги отгружают вам комплектующие, продукцию, которые должны отгружать?

А.ГУСЕВ: Пока по ранним договорам поставки оплаты идут. Но в дальнейшем мы ничего платить не собираемся. Поэтому у нас те заделы, по которым поставки произошли, три самолёта мы ещё достроим.

В.ПУТИН: А почему вы не собираетесь платить? Потому что вы опасаетесь, что не будут исполнены контракты?

А.ГУСЕВ: Да, мы опасаемся, что продукция не будет сделана или не будет поставлена, потому что с заводами отношения нормальные, корпоративные авиационные нормальные, но, к сожалению, не они влияют на ситуацию по отгрузке, по таможне, по заградительным вещам. К сожалению, такая ситуация. И повлиять на это ни мы, ни заводы на Украине не можем.

В.ПУТИН: Понятно. Пожалуйста, продолжайте.

А.ГУСЕВ: Закрытие и остановка программы «Антонов‑140» – для нас это потеря 65 процентов предприятий. Мы понимаем, что для нас впереди грядут тяжёлые времена, мы ищем альтернативные компенсационные загрузки, у нас есть различные варианты, которые позволят нам не потерять компетенции по строительству самолётов, которые мы сегодня имеем. Мы рассматриваем два основных варианта. Вариант первый – это освоение производства самолёта Ил‑114, который ранее производился в Узбекистане. Мы рассчитываем, что найдём рынок сбыта в силовых ведомствах, а в дальнейшем и в гражданском секторе как региональный пассажирский самолёт на 64 места.

В.ПУТИН: 64 места.

А.ГУСЕВ: 64 места, да.

В.ПУТИН: Он где производился, на Ташкентском заводе?

А.ГУСЕВ: Да, ранее там производился.

Успех этого проекта, как мы считаем, во многом зависит от того, насколько оптимальными будут лизинговые схемы для потенциальных авиакомпаний, которым мы планируем поставлять этот самолёт. Это первый наш проект.

А второй проект, который позволит нам сохранить компетенции, – это создание основного локомотивного центра технического обслуживания самолётов, которые сейчас эксплуатируются в России, включая иностранного производства. Это позволит нашим авиаперевозчикам не гонять самолёты за рубеж и не проводить техническое обслуживание там, а локализовать это всё в России. Но в этом вопросе нам необходима оптимальная финансовая схема, в том числе для «Аэрофлота». Дело в том, что «Авиакор» сегодня имеет собственный аэродром, который загружен только в интересах нашего предприятия. И мы считали бы целесообразным использование этого аэродрома и для услуг Министерства обороны, и для низкобюджетных перевозчиков, которые в последующем, возможно, снимут даже пиковые нагрузки на чемпионате мира 2018 года. У нас тоже будет проводиться чемпионат. Поэтому у меня просьба поддержать наши проекты: и по самолёту Ил‑114, и по созданию центра технического обслуживания всех воздушных судов, включая иностранного производства.

В.ПУТИН: Алексей Викторович, во‑первых, можно использовать, видимо, вашу полосу, но нужно её в порядок приводить. Она в каком состоянии находится?

А. ГУСЕВ: Мы сейчас принимаем практически все воздушные суда отечественного производства. Если говорить про иномарки, конечно, её надо приводить в порядок. И, самое главное, сделать её не только дневного содержания, но и поставить светотехническое оборудование, чтобы мы круглые сутки принимали самолёты.

В.ПУТИН: Конечно. Светотехническое оборудование – это невесть что с точки зрения оборудования. Только деньги нужно заплатить, и всё.

А.ГУСЕВ: Ну да.

В.ПУТИН: Здесь проблем‑то никаких нет. И элементарный нужно, видимо, какой‑то аэровокзал.

А.ГУСЕВ: Для низкобюджетных перевозчиков аэровокзал нужен.

В.ПУТИН: Да, я понимаю, но тем не менее какие‑то элементарные вещи нужны.

А.ГУСЕВ: Да.

В.ПУТИН: И скажите, пожалуйста, по поводу возможного производства Ил‑114: двигатели наши, объединения «Климов», да?

А.ГУСЕВ: Двигатели наши – ТВ7‑117, отечественного производства. И он практически полностью локализован по производству в России. То есть все поставщики российские.

В.ПУТИН: Как Вы думаете, сколько времени потребуется для того, чтобы развернуть это производство? По транспортному военному самолёту Ил‑76 мы сколько, лет пять этим занимались? Нет, лет шесть. Через шесть лет поставили на крыло. Как Вы думаете, у вас сколько это займёт времени?

А.ГУСЕВ: Наш прогноз таков, что начнём мы производство из тех заделов, которые остались в Узбекистане, там порядка 10 воздушных судов. Мы их планируем перевезти и доделать. Одновременно с этим будем заниматься оцифровкой этого самолёта, и уже на новые модернизированные самолёты с новым пилотажным авиационным комплексом, мы планируем, уйдёт лет пять, потому что это очень сложный…

В.ПУТИН: Оцифровка сколько вам будет стоить? Миллионов пять долларов примерно?

А.ГУСЕВ: Мы вместе с разработчиком КБ «Ил» прикидывали, что освоение самолёта, его сертификация, оцифровка, подготовка производства – это примерно от 10 до 12 миллиардов рублей.

РЕПЛИКА: Плюс два самолёта.

А.ГУСЕВ: И плюс два самолёта для сертификации.

В.ПУТИН: Всё будет стоить всего 12 миллиардов рублей?

А.ГУСЕВ: Да, 12 миллиардов рублей.

В.ПУТИН: Вместе с оцифровкой?

А.ГУСЕВ: Да.

РЕПЛИКА: И два самолёта.

В.ПУТИН: Два самолёта, которые вы хотите оттуда забрать? Два фюзеляжа там?

РЕПЛИКА: Нет, уже новые.

А.ГУСЕВ: Фюзеляжи будем строить здесь. Но первые 10 самолётов будем забирать в Узбекистане.

В.ПУТИН: 12 миллиардов рублей, конечно, это деньги, но для такого проекта это небольшие деньги совсем.

РЕПЛИКА: Конструктором без двух самолётов называлась цифра и семь даже.

А.ГУСЕВ: Когда мы Ан‑140 осваивали, у нас ушло менее трёх миллиардов рублей на освоение.

В.ПУТИН: Что нужно для того, чтобы всё это заработало? Какая поддержка, помощь нужна?

А.ГУСЕВ: Заказ.

В.ПУТИН: Заказ нужен?

А.ГУСЕВ: Нужен заказ, консолидированный заказ, ради которого мы будем работать.

Д.МАНТУРОВ: Владимир Владимирович, во‑первых, я бы, наверное, сегодня побоялся бы подтвердить эту цифру, нужно проверить и посчитать. Такая вводная поступила от коллег только вчера вечером. Мы с Дмитрием Олеговичем [Рогозиным] сегодня обошли «Авиакор» и посмотрели, собственно, последнюю модификацию 114‑го, который используется для испытательных целей.

Что касается запуска производства, ключевая составляющая – это заказ Министерства обороны, которое пока не подтвердило такую потребность, ну и гражданские цели.

В.ПУТИН: Проработайте вместе с ними, да?

Д.МАНТУРОВ: Мы готовы проработать, посчитать и Вам доложить.

В.ПУТИН: Да, и доложите.

Пожалуйста, Дмитрий Олегович.

Д.РОГОЗИН: У нас же есть комиссия, Владимир Владимирович, по стимулированию продажи и производства гражданской авиационной техники. Мы рассматривали этот самолёт, Ил‑114, по итогам его эксплуатации на «Ташкентских авиационных линиях», и у нас есть ряд компаний, которые его эксплуатируют, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. Самолёт действительно у нас в сегменте 64 пассажиро-мест не присутствует, альтернатива ему – это ATR либо Bombardier. Но в нынешних условиях понятно, что эти планы довольно-таки сомнительные. Есть гражданские компании, которые в принципе высказывали пожелание приобрести именно такой самолёт, в том числе крупные достаточно компании. Но нам нужен, конечно, госзаказ. Поэтому мы просили бы вот что. Самолёт здесь стоит, в Самаре, его вообще даже можно сейчас посмотреть. Но нам надо будет посчитать с Минпромторгом реальную сумму, бьётся она или не бьётся, и мы Вам отдельно доложим. В принципе идея интересная.

В.ПУТИН: Спасибо Вам.

Николай Иванович Якушин, пожалуйста.

Н.ЯКУШИН: Спасибо.

Уважаемый Владимир Владимирович! Предприятие ОАО «Кузнецов», предприятие Самарской губернии, является ключевым предприятием в области разработки, производства, ремонта авиационных двигателей для всех типов стратегической авиации Российской Федерации, а также является производителем всех ракетных двигателей первой и второй ступеней всех типов ракет-носителей типа «Союз», в том числе и в интересах реализации пилотируемой космонавтики Российской Федерации.

На базе технологий авиационных двигателей предприятие обеспечивает разработку и поставку индустриальных газотурбинных двигателей в интересах «Газпрома», а также индустриальных установок в интересах «Российских железных дорог» по программе создания отечественных газотурбовозов.

Предприятие включает в себя три ключевых производственных комплекса: это конструкторское бюро, непосредственно завод серийного производства двигателей и уникальную испытательную стендовую базу.

ОАО «Кузнецов» является как раз примером того, как работает государственная поддержка, в своё время осуществлённая по нашему предприятию. В настоящее время на предприятии интенсивно реализуется программа технического перевооружения и реконструкции, производится оснащение цехов современным оборудованием, строительство производственных корпусов, восстановление и реконструкция стендовой базы для испытания авиационных двигателей.

Обновление производственных мощностей осуществляется за счёт средств, предусмотренных федеральной целевой программой «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации до 2020 года». В соответствии с поставленными государственными задачами решается вопрос о развёртывании в 2016 году серийного производства авиационных двигателей НК‑32 второго этапа для модернизированных Ту‑160. Одновременно решаются задачи по существенному увеличению объёмов ремонта всех авиационных двигателей для стратегической авиации в Российской Федерации. И прежде всего таких двигателей, как НК‑25, для наиболее востребованного самолёта Ту‑22М3. При этом в 2014 году будет обеспечено увеличение объёмов ремонта двигателей НК‑25 более чем в четыре раза по сравнению с 2012 годом. Одновременно с этого года конструкторское бюро предприятия привлекается к разработке авиационного двигателя перспективного комплекса дальней авиации. И уже в сентябре этого года планируется проведение соответствующих испытаний двигателя-демонстратора на восстановленном за счёт собственных средств стенде.

Интенсивным в период 2011–2014 годов стало развитие предприятия ракетнодвигательного производства. В указанный период был увеличен годовой объём производства ракетных двигателей РД‑107, РД‑108 для ракет-носителей типа «Союз» более чем на 40 процентов.

Особо хочется отметить знаковое для нашего коллектива событие.

В период 2013–2014 годов состоялась серия успешных зарубежных и отечественных стартов ракет-носителей среднего и лёгкого класса. Это запуск американского «Антареса» и нашего отечественного, слава богу, «Союза‑2‑1В» с ракетными двигателями НК‑33. То есть с нашими двигателями собственной разработки и изготовления, созданными на базе авиационных и ракетных технологий ещё тем творческим коллективом под руководством генерального конструктора Николая Дмитриевича Кузнецова. В результате успешных лётных испытаний модернизированных двигателей в составе указанных ракет-носителей предприятию удалось вернуть себе компетенцию разработчика ракетных двигателей и выйти на мировой рынок, американский рынок ракетных двигателей. Ориентируясь на востребованность этих двигателей на мировом рынке и на отечественном рынке, предприятие приступило к решению задач восстановления серийного производства ракетных двигателей НК‑33, соответственно, по согласованию с Объединённой двигателестроительной корпорацией.

kremlin.ru

Версия для печати
Главное