Социально-экономический мост для Сахалина
Возможность строительства моста с Сахалина на материк поднимается с середины ХХв. Его рассматривают как важнейший для региона и страны проект с геополитической и экономической точек зрения. В последнее время этот вопрос был актуализирован властями Сахалинской области. После обсуждения необходимости строительства моста на региональном уровне предложение о реализации этого проекта было направлено федеральным властям. Строительство моста обсуждалось в ходе встречи президента России Владимира Путина и губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко. Эксперты подчеркивают важность участия руководителя региона в продвижении такого масштабного проекта. Они также отмечают социальную и экономическую значимость строительства моста для Сахалинской области.
Обсуждение проекта строительства моста с Сахалина на материк вышло на международный уровень. Этот вопрос был поднят в ходе Восточного экономического форума, который проходил в Приморском крае. Предполагается, что мост может пойти от материка на Сахалин, а от Сахалинской области до японского города Хоккайдо. Свою оценку данному проекту дали президент России Владимир Путин и премьер-министр Японии Синдзо Абэ.
Владимир Путин, президент России:
«Вы спросили о мосте на Сахалин. Да, это существенным образом раскроет потенциал портов Сахалина. Но нужно понять объем перевозок. Поэтому в этом смысле нам крайне важно наладить сотрудничество со странами региона. От этого зависит принятие нами экономических решений по объемам инвестиций в развитие своей собственной инфраструктуры».
Синдзо Абэ, премьер-министр Японии:
«Что касается этого проекта – это соединение железнодорожным переходом материковой части России и Сахалинского острова, а потом уже дойти до Японии. Для этого необходимо прежде всего между экспертами тщательно изучить технические возможности и экономическую рентабельность».
Проект мостового перехода с Сахалина на материк рассматривается в двух вариантах – мост или тоннель. В настоящее время приоритетным является проект железнодорожного моста через пролив Невельского. Общая длина железнодорожной линии должна составить 580 км. Стоимость всего проекта без НДС – 540,3 млрд руб., из них мост – 252,8 млрд руб.
Александр Балалаев, заведующий кафедрой «Технология транспортных процессов и логистика» Дальневосточного государственного университета путей сообщения, доктор технических наук:
«На мой взгляд, в первую очередь строительство моста с Сахалина на материк имеет серьезное социальное значение с точки зрения связи региона с остальной территорией страны. А экономическую составляющую ему придает потенциальное соединение с Японией. Если говорить о грузопотоке, то в настоящее время справляется с этой задачей паромная переправа. Но из-за штормов эта линия может простаивать. Поэтому своеобразный стимул в виде потенциального соединения с Японией является серьезным аргументом. Японцы сдержанно относятся к проекту данного мостового перехода, во-первых, из-за отсутствия мирного договора, а также из-за непостоянства нашей тарифной политики, связанной с перевозкой. Но мы слышали, что президент России Владимир Путин на Восточном экономическом форуме предложил премьер-министру Японии заключить мирный договор, и в вопросах тарифов, я думаю, мы тоже будем предусмотрительнее. В этой связи многие вопросы во взаимоотношении Сахалина и Японии могут получить серьезный толчок. Тогда и о мостовом переходе можно говорить как о реальном проекте, и тогда экономическая составляющая будет очень серьезной».
Туяра Гаврильева, доктор экономических наук, профессор-исследователь Северо-Восточного федерального университета:
«Это важный для Сахалинской области проект с социальной точки зрения. Это позволит связать остров с остальной страной. Островное положение сказывается на стоимости товаров и услуг в регионе. Строительство моста снизит стоимость товаров, то есть значительно удешевит стоимость жизни в Сахалинской области. Поскольку циклоны могут полностью нарушить морскую связь с материком, то мост в этом плане будет возможным выходом и сделает транспортную доступность региона не зависящей от погодных условий. Я бы сказала, что строительство моста с Сахалина на материк является социально-политическим проектом. Тем более что речь идет о возможности связать Сахалин с Японией. С точки зрения развития наземных перевозок это очень интересный проект. Мосты строить надо везде. Мосты сокращают расстояния, снижают стоимость перевозок и увеличивают мобильность людей. Я думаю, что со стороны российских властей внимание к проекту строительства моста с Сахалина на материк велико. Поскольку это решение стратегических для страны задач. Был построен Крымский мост. А строительство моста на Сахалине – это вопрос укрепления страны на дальних точках».
Ранее президент Путин поручил правительству России проработать вопрос о строительстве моста между Сахалином и материком. В свою очередь власти Сахалинской области направляли главе государства письмо с обоснованием необходимости строительства этого моста. Предполагается, что на данный проект могут быть использованы изъятые у региона «нефтегазовые» деньги проекта «Сахалин-2».
Игорь Осипенко, зампред комитета Сахалинской областной думы по бюджету и налогам:
«Несколько десятков лет назад просчитывалась экономика по эксплуатации железнодорожного моста с Сахалина на материк. Оказалось, что было много желающих именно среди азиатских стран отправлять свои грузы при помощи железной дороги в Европу. Когда все это изучалось, то по прогнозам было, что с Сахалина состав с контейнерами должен уходить каждые 12 минут. То есть есть грузы, которые были бы интересны к транзиту через Сахалин. Получалось, что через Северный путь груз идет 14–15 дней, а железной дорогой – семь дней. А просчитывалось все очень серьезно. Отправлялись запросы в японские, корейские компании, и они показывали заинтересованность в направлении транзитных отгрузок через Сахалин. Таким образом, Сахалинская область могла бы стать серьезной транзитной составляющей для стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Строительство моста сделает регион более привлекательным для бизнеса и инвестиций. Это увеличит оборот денежных средств. В то же время жители Сахалина получат свободу выбора вида транспорта для поездки на материк».
Свой план по реализации проекта строительства моста и обоснование финансирования также готовят РЖД. Необходимые расчеты по заказу компании проводит Дальневосточный проектно-изыскательский институт транспортного строительства. Осенью 2019г. результаты изысканий планируют представить в правительство России. Проект создания моста включен в Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025г.
Александр Абрамов, директор Дальневосточного Центра экономического развития и интеграции России в АТР ДВФУ:
«Вопрос по проекту строительства моста с Сахалина на материк надо решать с помощью расчетов, экономического обоснования. То есть нужно понимать, что возить туда и что возить обратно. И достаточно ли этого для того, чтобы окупить эту стройку. Если окупить, то в какой период времени. Конечно, окончательное решение по реализации этого проекта будет принимать федеральный центр. Но важную роль в его продвижении играют власти региона. Именно они должны готовить решения, объяснять необходимость появления объекта».
Туяра Гаврильева, доктор экономических наук, профессор-исследователь Северо-Восточного федерального университета:
«Региональные власти могут способствовать продвижению проекта. Эти усилия необходимы. Если мы никогда ни у кого ничего не будем спрашивать, нам никто ничего не даст. К тому же я уверена, что каждый региональный руководитель стремится осуществить какой-либо крупный проект, возможно, имеющий историческое значение. К тому же реализация крупных проектов – это большой вклад в социально-экономическое развитие региона. А продвижением того или иного проекта руководитель подтверждает свои лоббистские возможности».
Игорь Осипенко, зампред комитета Сахалинской областной думы по бюджету и налогам:
«Конечно, такой масштабный проект самому региону не осуществить. И мы готовы обосновать необходимость появления моста. Как только федеральный центр даст команду, чтобы мы подключились, мы сразу же проведем необходимую работу. Но последнее слово – за федеральным центром. Они считают не только грузы, которые могут пойти с Сахалина, но и на Сахалин».
Среди возможных сроков появления моста с Сахалина на материк называют 2028г. К работам в случае согласования проекта могут приступить уже в 2021г. Срок окупаемости моста может составить около 20 лет. Разработанная РЖД программа предусматривает вливание средств самой компании, федеральных бюджетных средств, Фонда развития, Корпорации развития области. О готовности возвести мост на Сахалин уже заявили в ООО «Стройгазмонтаж» (подрядчик строительства Крымского моста).
Аркадий Ротенберг, директор ООО «Стройгазмонтаж»:
«Если будет такая задача, я думаю, что мы справимся, во всяком случае, у нас все основания для того, чтобы справиться с этой задачей, есть. Пойдем на конкурс, если мы будем лучшими, если нам доверят, будем строить. Сейчас команда сформирована. Мы собрали 30 лучших мостоотрядов. Мы сейчас можем выполнять любые задачи, которые перед нами поставлены».
Олег Кожемяко, губернатор Сахалинской области:
«Безусловно, нужно до конца рассчитать его технико-экономическое обоснование. Необходимо найти те грузы, которые будут окупаемы в последующем по этому проекту. Безусловно, для нас очень важно решение, которое будет принято по Японии, о том, что он мог бы служить транзитом для тех контейнерных перевозок, которые могли бы поступать в Европу, это существенным образом повлияло бы на его экономику. Поэтому сейчас мы работает вместе с ОАО «РЖД» над технико-экономическим обоснованием, над поиском инвестиций. Думаю, что, после того как эта работа будет завершена, правительство занимается этим вопросом, тогда уже будут приниматься руководством страны те или иные решения. Для сахалинцев это вообще очень значимый мегапроект, который уже на протяжении столетия, в общем-то, нужен и важен для острова, с тем чтобы чувствовать себя единой страной, чтобы не испытывать на себе удорожание стоимости в целом жизни. Потому что все товары, все материалы, поступающие сюда, на 30% стоят дороже, чем на материке. С учетом сейсмики, с учетом снеговой нагрузки это получаются двойные ценовые накладные, которые ложатся на плечи и кошелек простого жителя. Поэтому это, конечно, существенно бы его облегчило, сделало бы его более привлекательным».