Томская область
28 июня 2022

Новый глава Томской области Владимир Мазур жестко раскритиковал состояние дорог и местных чиновников. Что об этом говорят федеральные политологи?

Решение главы Томской области Владимира Мазура выявлять самые острые проблемы, опираясь в первую очередь на мнение граждан, совершенно точно соответствует ожиданиям самих жителей и федерального центра от глав регионов. Подобный подход губернатора к обсуждению проблемы ремонта дорог, безусловно, подстегнет чиновников к более активной работе, если они хотят остаться в команде нового руководителя Томской области, считают опрошенные «Клубом Регионов» эксперты.

С начала своей работы губернатором Владимир Мазур обещал, что по самым острым проблемам он организует отраслевые штабы. И вот состоялся первый такой штаб, и посвящен он был состоянию дорог. По словам главы региона, дороги являются одной из главных томских проблем, вызывающей постоянные претензии граждан, которые жалуются не только на их непригодное состояние, но и на затягивание сроков ремонта. Мазур связывает эти проблемы с неэффективным взаимодействием областных и муниципальных чиновников. «Мне не нравится разделение «область – город». Да, есть местное самоуправление и есть государственная власть. Но мы все являемся публичной властью и служим жителям Томской области. Поэтому мой совет областным чиновникам: хватит футболить город и остальные муниципалитеты! Надо не только контролировать, но и помогать! Отдельная боль – город Томск. Город с населением в 600 тыс. человек и площадью в 300 кв. километров тратит всего 120 млн руб. в год на ремонт дорог второй и третьей категорий. Это крайне мало!» – заявил врио губернатора. Он поручил активнее работать с федеральным центром по вопросам выделения средств на реализацию нацпроекта «Безопасные и качественные дороги».

Мазур показывает понимание курса, того, как сейчас федеральный центр видит роль губернаторов в управленческом процессе, считает доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Оксана Ерохина. «Губернаторы, которые ограничиваются кабинетным вариантом работы, не востребованы. Прямые эфиры, социальные сети, больше обратной связи, больше готовности услышать, приехать на место, участвовать – вот такой формат активного взаимодействия с гражданами востребован. Для этого есть много причин. К примеру, есть сложности социально-экономического характера, которые, вероятно, будут нарастать. Поэтому губернаторы должны быть в курсе того, какие проблемы кажутся жителям более актуальными, какие вопросы требуют решения прямо сейчас», – рассуждает политолог.

Ерохина также отметила, что Мазур работает на контрасте с предшественником, «у которого были проблемы с не всегда позитивной оценкой со стороны населения». «Думаю, врио губернатора таким образом пытается показать, что новое руководство настроено работать и приносить пользу, улучшать жизнь людей в разных аспектах», – поделилась своим мнением эксперт.

Апелляция к мнению граждан и вообще стиль работы, который выбрал Мазур, помогают мобилизовать чиновничий аппарат, считает директор Центра политического анализа, политолог Павел Данилин. «Поездка по Томску с критикой дорог, безусловно, станет мотивацией для чиновников, городских дорожных служб, для подрядчиков и субподрядчиков, тем более Мазур сказал, какие именно проблемы он видит: он сказал, что главная проблема – это отсутствие взаимодействия между ведомствами, а для чиновников это очень важный сигнал. Бюрократия приводит к тому, что деньги выделяются, а ремонтировать дороги начинают только летом. Ну и, конечно, объективная проблема – отсутствие своевременного ямочного ремонта, что, конечно, бесит людей. Все это очень правильно, и это должно подстегнуть чиновников, если они хотят и дальше работать в команде Мазура, им нужно соответствовать», – рассуждает политолог. Комментируя поручение врио губернатора наладить взаимодействие с федеральным центром для привлечения дополнительных денег на дороги, Данилин заметил, что «с привлечением сейчас сложно». «Но на дороги, думаю, деньги найдутся», – добавил он.

Говоря о задержке сроков начала дорожных работ, Мазур заметил: «Деньги получаете в январе, обследование начинаете проводить в мае, когда сойдет снег, а подрядчики заходят на объекты фактически в июле». «Власть не имеет права работать такими темпами», – заявил врио губернатора. Обследование дорог для включения в программу на 2023г. он поручил провести летом 2022г. Также глава региона обратил внимание на проблемы ямочного ремонта: «Почему не предусмотрен НЗ для оперативного устранения ям? Езжу в районе Суворова несколько недель, честно жду, когда внимание обратите. Ну, нельзя же так!»

После этого врио губернатора вместе с участниками штаба выехал на объекты, где ведутся работы, а заодно осмотрел дороги, на которые чаще всего жалуются горожане. На месте он поручил отремонтировать участок улицы Ивана Черных, который нигде не стоит на балансе, но которым активно пользуются как автомобилисты, так и пешеходы.

Добавим, в ходе штаба Мазур поручил снизить негатив от ремонта коммунального моста в Томске. «Мне говорят, что меры принимают, но я больше доверяю глазам, чем словам. И такое у нас растянется на два года? Так дело не пойдет», – заявил он. Врио губернатора попросил ректора Томского государственного архитектурно-строительного университета, депутата облдумы Виктора Власова привлечь специалистов для решения этой проблемы. Скорее всего, потребуется отрегулировать режим работы светофоров и наладить реверсивное движение. Мазур подчеркнул: «Чиновники без ученых справиться не в состоянии».

Председатель комитета городского хозяйства гордумы Томска Александр Губарь поддержал решение врио губернатора создать отраслевой штаб по дорожным проблемам. Комментируя итоги первого профильного штаба, Губарь сказал «Клубу Регионов», что на содержание и строительство дорог городу не хватает средств. «На внутриквартальные проезды денег тоже выделяют недостаточно, за определенный период они разбиваются, а если бы туда побольше финансирования, люди были бы довольны. [Мазур] совершенно справедливо заметил, что на дороги выделяется мало средств, если бы в рамках софинансирования городу выделяли больше финансов, то эту проблему за два–три года можно было бы закрыть», – считает парламентарий.

Но не только финансирование мешает эффективной реализации нацпроекта БКД. Губарь согласен с Мазуром, что дорожные работы в городе начинаются слишком поздно. «Когда выделяется софинансирование, то конкурсы нужно проводить на опережение уже в январе–феврале, тогда уже в мае можно спокойно приступать к работе, как только начинается сезон. В этом году май вообще был изумительный, можно было закрыть не меньше 35% всех дорожных работ. Но раскачиваться у нас начинают поздно, поздно открываются асфальтобетонные работы, хотя они должны были начать работать с 10–15 мая», – говорит депутат, подтверждая претензии губернатора к подчиненным, которые затягивают сроки подготовительной работы.

Версия для печати