Активист:  метание кирпичей в здание кировской обладминистрации не флешмоб, потому что бросают их по разным поводам, но тенденция пугает
25 ноября 2020

Достижения Ульяновской области в инициативном бюджетировании отметили на федеральном уровне

На пресс-конференции, посвященной выходу очередного рейтинга регионов по развитию инициативного бюджетирования, глава профильного центра Минфина РФ Владимир Вагин отметил опыт Ульяновской области. «Безусловным позитивным компонентом» инициативного бюджетирования в регионе он назвал его реализацию в качестве приоритетного регионального проекта. Эксперт Всемирного банка Татьяна Виноградова отмечает, что применение инициативного бюджетирования дает заметный социальный и экономический эффект.

Ульяновскую область вновь отметили в числе лучших регионов, применяющих практику инициативного бюджетирования. На пресс-конференции в ТАСС руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России Владимир Вагин представил доклад ведомства, в котором был отмечен комплексный подход региона: «Мне очень приятно, что в этом докладе была отмечена практика Министерства финансов Ульяновской области. В области в числе безусловных позитивных компонентов инициативного бюджетирования это то, что с самого начала оно было упаковано в региональный приоритетный проект. И это тот проект, который на протяжении ряда лет выделяется как лучший по качеству и уровню реализации». Именно комплексный подход, по словам Вагина, делает практику инициативного бюджетирования в регионе устойчивой и применяемой из года в год.

Напомним, в Ульяновской области Проект поддержки местных инициатив реализуется с 2015г. по инициативе губернатора Сергея Морозова. Как сообщила первый зампред правительства региона Марина Алексеева, за это время было воплощено около 360 проектов, большинство из них – в сфере культуры и благоустройства. Их общая стоимость составила более 480 млн руб., 77% из которых – средства областного бюджета.

Многие эксперты отмечают, что реализация программ инициативного бюджетирования несет очевидные социальные и экономические эффекты.

«Вообще практика инициативного бюджетирования изначально направлена на то, чтобы максимально приблизить бюджетные расходы к тому, как население хочет, чтобы они тратились. Это первое и основное назначение, критерий эффективности», – говорит директор программы «Прозрачный бюджет» гуманитарно-политологического центра «Стратегия», международный консультант Всемирного банка Татьяна Виноградова. В качестве примера она привела ситуацию в одном из удаленных российских сел, в котором региональные власти хотели построить новую дорогу взамен разбитой проселочной. Но когда чиновники на месте решили узнать мнение жителей, на что лучше потратить средства, то неожиданно выяснилось, что им нужна не новая дорога, а ремонт местного дома культуры.

Аналогичным образом инициативное бюджетирование нужно использовать и в ситуации, когда налицо перекос в распределении средств на проведение противоэпидемических мероприятий и так далее. По словам Виноградовой, вполне может оказаться, что жители сами готовы обеспечить себя масками или планшетами для организации удаленного обучения детей, а средства, которые власти могли бы на это потратить, они хотели бы направить на другие цели. «Это пример демократии на местном уровне. В этом суть инициативного бюджетирования. Поэтому оно и развивается, и поэтому его очень активно поддерживает министерство финансов», – подчеркнула она.

Что касается экономических выгод, то совершенно очевидно, что когда жители сами участвуют в реализации проектов, то они тщательнее следят за составлением смет, качеством исполнения работ и за тем, как те или иные объекты эксплуатируются, продолжает Виноградова. Вместе с тем она рассказала об исследовании, которое провели в Южной Америке, где в течение 10 лет ученые наблюдали, как практики инициативного бюджетирования влияют на поведение граждан как налогоплательщиков: «Выяснилось, что в муниципалитетах, где внедряется партисипаторное бюджетирование, повысилась собираемость налогов. Инициативное бюджетирование прямо называется инструментом повышения доверия к органам власти. Если до этого восприятие власти такое, что она только ворует и ничего не делает, то затем, когда жители вступают в диалог, они лично начинают узнавать своих местных администраторов, вместе с ними разрабатывают проект, проходят обучение, и это повышает доверие к власти, а местный бизнес начинает платить налоги своевременно. Вот такая выявлена прямая связь», – сообщила собеседница «Клуба Регионов».

Отметим, несмотря на то что практика инициативного бюджетирования в России применяется уже несколько лет, к ней причастны пока еще не все регионы. Как сообщил замминистра финансов РФ Алексей Лавров, такие практики реализуют пока в 69 субъектах России.

Версия для печати