Президент Путин:  будем идти только вперед, побеждать ради своих семей и ради России!
31 октября 2022

Ульяновский губернатор Русских: для нас важно, чтобы государственное автопредприятие стало основой для наведения порядка с общественным транспортом

В 2022–2023гг. власти Ульяновской области планируют закупить 150 новых автобусов для расширения автопарка АО «ПАТП-1» – местного перевозчика, которого в начале этого года начали выводить из предбанкротного состояния. Накануне Дня работников автомобильного и городского пассажирского транспорта губернатор Алексей Русских встретился с работниками предприятия и обсудил его будущее. «Заслушал доклад руководства предприятия: продолжается планомерное снижение долговой нагрузки, выросла зарплата, активно ведется набор сотрудников – за 1,5 месяца трудоустроено почти 50 человек, поэтапно ремонтируют площади предприятия, восстанавливают подвижной состав. Для нас важно, чтобы государственное предприятие ПАТП-1 стало крепким фундаментном для наведения порядка с общественным транспортом в регионе», – рассказал Русских в своем Telegram-канале.

Научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Александр Рыжков поддерживает решение сохранить областное предприятие, наличие которого позволяет сохранить относительное равновесие на рынке, где действуют частные перевозчики.

По словам эксперта, в России наличие муниципальных и государственных перевозчиков является наследием советского времени, но вообще подобные предприятия действуют в большинстве развитых стран. «К этому наследию нужно относиться с уважением и стараться сохранить эти компании, если они находятся в адекватном состоянии. Почти в каждом городе у нас гибридный рынок, где есть частные и муниципальные перевозчики, и такая ситуация, на мой взгляд, самая правильная. Поскольку государственным или частным перевозчиком владеет соответствующий орган власти, то власти совершенно четко могут видеть, что вообще происходит в отрасли, сколько на самом деле сто́ят перевозки и трезво оценивать рынок, и из-за этого частные перевозчики уже не могут просто голословно требовать повысить тариф на перевозки, потому что у них якобы выросли затраты. Вот это главный плюс таких предприятий», – говорит эксперт.

При этом главной проблемой муниципальных и региональных перевозчиков во всем мире является их инертность, они чаще всего менее эффективные и более дорогие, чем частные перевозчики, продолжает Рыжков. «Так что властям стоит учитывать плюсы и минусы всех перевозчиков», – добавил собеседник «Клуба Регионов».

Серьезным шагом в восстановлении ключевого автотранспортного предприятия Ульяновской области стала смена его руководства. В марте 2022г. власти отказались от услуг прежнего директора ПАТП-1 Михаила Рожкова, который возглавлял его с 2013г. За это время СМИ неоднократно критиковали работу Рожкова, который сам является основателем и бывшим владельцем нескольких действующих частных компаний-перевозчиков. Его подозревали в том, что он действует в интересах аффилированного с ним бизнеса. Место Рожкова по приглашению руководства региона занял Кирилл Жуков, за плечами которого был многолетний опыт работы в отраслевых предприятиях ТЭК. В августе 2022г. в интервью изданию «73.онлайн» Жуков рассказал, что за полгода кредиторскую задолженность ПАТП-1 удалось снизить с 20 до 5 млн руб. На встрече с губернатором он сообщил, что задолженность продолжает снижаться, при этом на предприятии растут зарплаты (средний размер составляет 44 тыс. руб.), а с 2023г. ПАТП-1 начнет обслуживать два новых маршрута в Ульяновске – по ним уже заключены муниципальные контракты. Отметим, на сегодняшний день предприятие обслуживает десять городских маршрутов.

Как отметил Рыжков, перевод формы собственности муниципальных и государственных перевозчиков в акционерное общество, владельцем которого остается власть, и заключение контрактов на перевозки – это два самых очевидных и давно применяемых в мире инструмента повышения эффективности перевозчиков. Превращение в акционерное общество позволяет предприятию быть более автономным и ориентированным на рынок, а обслуживание маршрутов по контракту избавляет от головной боли в виде неприбыльных маршрутов. Эту работу на себя берут власти, но они же получают и право жестко спрашивать за качество работы со всех перевозчиков.

Версия для печати
Главное