Ульяновская область
15 августа 2023

Власти Ульяновской области помогают привлекать и готовить кадры для предприятий авиаотрасли

Ульяновский завод «Авиастар» передал заказчику второй усовершенствованный Ил-76МД-90А, собранный в 2023г. Он пополнил авиаполк военно-транспортной авиации России. «Это вторая машина, изготовленная в рамках производственной программы текущего года», – отметил управляющий директор ПАО «Ил» Даниил Бренерман.

Авиационная промышленность является одним из столпов экономической устойчивости и социальной стабильности в Ульяновской области, поэтому региональные власти помогают обеспечивать профильные предприятия кадрами. Так, совместно с Минпросвещения РФ в школах региона созданы инженерные классы авиастроительного профиля, а в высших и средних учебных заведениях реализуется программа подготовки кадров под конкретные нужды предприятий. В целом, как отметил губернатор Алексей Русских, в регионе действует программа содействия развитию организаций Объединенной авиастроительной корпорации, в которую входит «Авиастар». «Программа предусматривает создание условий для комплексного развития предприятия, обеспечение социальных льгот и гарантий работникам, стимулирования и привлечения кадров, создание комфортной городской среды микрорайона «Новый город». Для привлечения и закрепления кадров в Ульяновской области реализуется программа «Губернаторская ипотека». Мы расширили ее действие на работников завода «Авиастар». Размер выплаты по программе с августа 2022г. увеличен до 250 тыс. руб., включены специалисты 12 направлений в сфере ИТ и авиастроения», – рассказал глава региона.

Совместные усилия властей и предприятия позволили с начала 2023г. привлечь на «Авиастар» более 1,6 тыс. новых сотрудников.

Инструменты вроде «Губернаторской ипотеки» – это, по сути, инвестиция в кадры, возможности, осуществлять которые у «Авиастара», даже несмотря на востребованность продукции, не очень велики, говорит председатель правления ассоциации «Технологическая платформа «Авиационная мобильность и авиационные технологии» Алексей Ким: «Объективно, ситуация с привлечением кадров на завод непростая. И дело даже не в зарплатах, потому что на «Авиастаре» они в целом рыночные, и их в последние годы увеличивали. Но кадров, особенно высококвалифицированных рабочих и инженеров, просто нет: тех, что были подготовлены ранее мало, многие либо уехали из города, либо работают в коммерческих компаниях с существенно более высокими зарплатами; а система подготовки специалистов рабочих специальностей, существовавшая в период СССР, сейчас фактически отсутствует. Получается, что нужно привлекать специалистов из других регионов или переманивать из компаний смежных отраслей, а сейчас по всей стране дефицит рабочих специалистов и инженеров для производств, поэтому необходимы увеличенные траты на оплату труда и инвестиции в жилье, а также в обучение или переобучение». Таким образом, решения региональных властей о поддержке кадрового потенциала актуальны, ведь речь идет об одном из градообразующих предприятий Ульяновской области, подчеркнул эксперт.

По словам Кима, если Ульяновская область это может себе позволить за счет регионального бюджета, то это решает одну из основных задач обеспечения работоспособности «Авиастара», ведь именно за счет местных ресурсов, включая колледжи и вузы Ульяновска, также выполняются задачи по привлечению кадров для предприятия. «Да, в перевооружение завода региональные власти не вкладываются, эти деньги идут по линии Минпромторга РФ, производство самолетов – это деньги Минобороны, а обеспечение кадрами – это совместная забота властей и завода», – подчеркнул собеседник «Клуба Регионов».

Ким напомнил, что «Авиастар» выполняет контракт, заключенный с Минобороны России, а эти соглашения, как заявляли в материнской компании ОАК, не выгодны для предприятия. Он отметил, что ОАК пыталась пересмотреть условия данных контрактов, но информации о том, что им это удалось, в открытом доступе нет. «Таким образом, можно предположить, что «Авиастар» не имеет прибыли, чтобы благодаря этим контрактам масштабно финансировать привлечение кадров. Наверное ОАК могла бы поставить вопрос о том, что кадровое обеспечение «Авиастара» должно осуществляться за счет федерального бюджета, но этот вопрос, видимо, не ставится, или он не является приоритетным в «переговорной позиции» корпорации с государством. Поэтому решение переносится на плечи администрации Ульяновской области и местных властей, и они, имея свои довольно скромные ресурсы, как-то пытаются помочь ключевым градообразующим предприятиям из перспективных высокотехнологичных отраслей», – говорит эксперт.

Отметим, Ил-76МД-90А собирают из отечественных комплектующих. Сейчас на «Авиастаре» действует программа поэтапного увеличения производства за счет технического перевооружения и модернизации технологических мощностей. В 2022г. предприятие выпустило пять самолетов, в планах на 2023г. – выпуск уже шести судов. А начиная с 2025г. там планируют выпускать не менее десяти Ил-76 ежегодно.

Версия для печати