Неверов:  наши коллеги могут сосредоточиться на ведении избирательной кампании, а не только на поиске спонсоров у себя в регионе
31 марта 2011 | Архив

Президент встретился с губернатором Челябинской области Михаилом Юревичем

Д.МЕДВЕДЕВ: Вы сколько работаете губернатором, Михаил Валериевич?

М.ЮРЕВИЧ: Скоро год, Дмитрий Анатольевич.

Д.МЕДВЕДЕВ: Давайте поговорим о том, что удалось сделать за этот год. Прежде всего, конечно, давайте обратимся к проблематике той Комиссии, которую я буду проводить сразу после нашей встречи, и поговорим об общей ситуации с занятостью на территории области: о проблемах, о достижениях, если таковые есть, имею в виду открытие новых производств, создание новых рабочих мест, и с акцентом, конечно, на инженерно-технический персонал, которому посвящено заседание Комиссии по модернизации российской экономики.

М.ЮРЕВИЧ: В течение 2010 года безработица в Челябинской области сокращалась, и рост промышленного производства составил 12 процентов. Сейчас безработица находится на уровне 2,2 процента.

Д.МЕДВЕДЕВ: Промышленное производство – 12 процентов, а ВРП [Валовой региональный продукт] – сколько?

М.ЮРЕВИЧ: ВРП – 8 [процентов]. У нас промышленное производство всегда растёт быстрее, так как область промышленная.

Д.МЕДВЕДЕВ: Это хорошо.

М.ЮРЕВИЧ: Первые два месяца этого года рост промышленного производства составил 15 процентов, и у предпринимателей наблюдается повышенное ожидание в развитии бизнеса. Это тоже очень важно.

Д.МЕДВЕДЕВ: Обоснованное?

М.ЮРЕВИЧ: Да, обоснованное. Они видят новые рынки, видят сбыт своей продукции, заключают новые контракты, погасили старые кредиты и готовы уже к новым инвестициям.

Сейчас безработица 2,2 процента, но минимальный уровень безработицы был в Челябинской области в 2007 году, составлял 2,1 процента. Поэтому в течение 2011 года в связи с общим ростом экономики страны, и, в частности, экономики Челябинской области, мы надеемся достигнуть минимального количества безработных.

то касается системы среднего и высшего образования, то здесь, как и во всей стране, у нас имеются изъяны, прежде всего – в высшем образовании, потому что наши ведущие вузы на коммерческих началах готовят специалистов, которые потом не востребованы в экономике. Люди получают высшее образование, и их ожидания, которые они вкладывают в образование, потом невозможно реализовать.

Д.МЕДВЕДЕВ: По каким специальностям вузы готовят невостребованных в последующем специалистов? Это какие специальности?

М.ЮРЕВИЧ: Это специальность «менеджмент» – не конкретизировано, «экономика» – не конкретизировано, часть юридических специальностей, и, конечно, недостаточно качественно подготовка ведётся по традиционным техническим специальностям, потому что вузы готовят [студентов] в отрыве от производства.

Д.МЕДВЕДЕВ: Это общая беда. На самом деле в некоторых местах всё-таки есть прямая связь с производством. Мы только что с Вами были на Магнитке. Я там разговаривал с инженерами, с мастерами, которые были на производстве. Они говорят, что практически получают профориентацию ещё на старших курсах во время своего студенчества и потом плавно перетекают из местного университета на завод.

М.ЮРЕВИЧ: Да, положительных примеров тоже очень много. В частности, например, в Челябинске совместно с компанией «Эмерсон» у нас 300 специалистов работают уже со студенческой скамьи над исключительно инновационными разработками.

Д.МЕДВЕДЕВ: Это какой университет?

М.ЮРЕВИЧ: Это Южно-Уральский государственный университет. Много позитивных примеров. Но хотелось бы выработать общую систему, касающуюся профобразования и техникумов, а также вузов, чтобы готовился госзаказ.

Этот госзаказ руководитель учебного заведения должен формировать сам, исходя из договоров с разными промышленными и научными предприятиями, и дальше этот госзаказ должен утверждаться региональным правительством.

Д.МЕДВЕДЕВ: А что Вам мешает сейчас так поступать?

М.ЮРЕВИЧ: Сейчас юридической базы для этого нет.

Д.МЕДВЕДЕВ: Вы сами занимались бизнесом, знаете неплохо эту сферу. Я считаю, что вообще наше образование, и инженерное, и не только инженерное, должно быть в гораздо большей степени «пристыковано» к потребностям наших предприятий, наших бизнесменов, и работодатели здесь главные участники, и они должны быть в активных отношениях как раз с университетами.

Что касается утверждения этого заказа на региональном уровне, то у меня, например, возражений никаких нет. Если Вы считаете это правильным сделать, давайте сейчас поговорим на Комиссии об этом. Вы просто озвучьте эту позицию, я дам отдельное поручение Министру образования подумать о совершенствовании законодательства. Потому что я-то полагал, что никаких особых проблем с формированием регионального заказа быть не должно.

М.ЮРЕВИЧ: Только на уровне норм профтехобразования регион может это сделать самостоятельно

Д.МЕДВЕДЕВ: А на уровне университетов?

М.ЮРЕВИЧ: Нет, не может.

На уровне профтехобразования мы приняли такую схему в Челябинской области, что уже со следующего года, естественно, все руководители будут привязаны ко всем профильным предприятиям. Естественно, не важно, какой формы они собственности, но в основном они частные. То есть самостоятельно должны переходить туда, находить эти предприятия, а эти предприятия могут даже и не знать, что где-то обучают их специалистов по их специальности, предлагать свои услуги. И при этом они всё должны делать бесплатно для предприятий.

Д.МЕДВЕДЕВ: По-хорошему, значительная часть профессионально-технических средних специальных учебных заведений либо должна быть передана этим самим предприятиям, если они готовы их взять, либо остаться в собственности субъекта Федерации, но тогда работать по тем соглашениям, которые будут заключаться с предпринимателями.

М.ЮРЕВИЧ: Большинство предпринимателей и средних предприятий не в состоянии оплачивать обучение.

Д.МЕДВЕДЕВ: Средних – нет, но есть крупные предприятия, к ним можно средние присовокуплять.

М.ЮРЕВИЧ: Крупные предприятия как раз работают с системой профтехобразования и практически полностью содержат при софинансировании своей системы обучения свои профильные технические училища. Речь идёт о большом количестве малых предприятий именно производственной направленности.

И сейчас как раз потребность в рабочих специальностях наиболее высокая. По статистике, 80 процентов вакансий – это рабочие и технические кадры среднего звена (по статистике центра занятости), то есть не хватает квалифицированных рабочих.

Д.МЕДВЕДЕВ: Это давняя проблема у нас, к сожалению.

М.ЮРЕВИЧ: И в области мы должны, по моему мнению, ориентировать руководство технических учреждений на то, чтобы они сами приводили в бизнес, и с бизнеса за то, что они готовят там кадры, не брали ни копейки, или брали деньги, если в обучении есть какая-то специфика. Но бизнес надо вовлекать.

Д.МЕДВЕДЕВ: А кто будет содержать эти профессионально-технические учреждения?

М.ЮРЕВИЧ: Они сейчас содержатся за счёт областного бюджета.

Д.МЕДВЕДЕВ: Вы предлагаете их оставить на областном бюджете?

М.ЮРЕВИЧ: Да.

Д.МЕДВЕДЕВ: У Вас их сколько?

М.ЮРЕВИЧ: У нас – около 150.

Д.МЕДВЕДЕВ: Вы сами должны определяться – это ваша ответственность. Это оптимальное число – 150? Вообще-то это немало, хочу сказать.

М.ЮРЕВИЧ: Немало. Многие из них сейчас пустуют…

Д.МЕДВЕДЕВ: Потому что, извините, прерву Вас, я как-то ездил, занимался именно профессионально-техническим образованием, ещё в Правительстве, посмотрел: очень часто в регионе существуют, например, пять строительных ПТУ, в прежнем названии; некоторые – ничего, а некоторые – такие, совсем, извините, дохленькие. Мне кажется, их нужно ещё и объединять, делать более крупными, более мощными.

М.ЮРЕВИЧ: Да, такая работа ведётся, Вы правильно заметили. И мы это делаем: группируем их, высвободившиеся помещения передаём в систему образования, то есть школьную и дошкольную.

Д.МЕДВЕДЕВ: Вы точно обозначили, у нас есть несколько проблем. Одна касается инженерно-технического персонала и качества подготовки и профориентации инженеров. А вторая касается рабочих специальностей, потому что рабочих не хватает, особенно высококвалифицированных. На это и нужно обратить внимание руководства региона. Если потребуются изменения федеральной законодательной базы, я такие указания дам.

kremlin.ru

Версия для печати
В Севастополе решается судьба муниципального фильтра
Кандидат в губернаторы Севастополя Виктор Резанов сдал в избирком документы без подписей в свою поддержку муниципальных депутатов. Штаб Резанова объясняет это протестом против законодательной коллизии, возникшей на севастопольских выборах при прохождении кандидатами муниципального фильтра. «Это выглядит юридическим абсурдом, но отстаиваемая нами позиция основана на основополагающих принципах избирательного процесса», – заявили представители Резанова. Напомним, что кандидат в губернаторы от ЕР Дмитрий Овсянников собрал 70% подписей муниципальных депутатов, тем самым «монополизировав» предвыборный процесс. Единственным выходом из сложившейся ситуации, по мнению электорального юриста Максима Прокофьева, является регистрация всех кандидатов, включая тех, кто вообще не представил документы на регистрацию.