Политтехнолог Еловский: Россия избежала безумия с переименованиями
Возвращение досоветских названий городам не станет повальным благодаря устойчивости российской политической системы, предположил в интервью «Клубу Регионов» директор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский. По его словам, эти процессы каждый раз ставят систему «на дыбы», поэтому для подобных действий нужны веские причины.
Накануне Госдума следом за кабмином РФ одобрила переименование города Ростова в Ярославской области в Ростов Великий. Ранее эту идею поддержал губернатор Михаил Евраев и поручил провести опрос граждан, которые тоже высказались «за». Теперь местные жители в соцсетях просят вернуть прежнее название и городу Тутаеву, который до 1918 года назывался Романов-Борисоглебск, но был переименован в честь рядового Красной армии Ильи Тутаева, погибшего во ходе подавления антибольшевистского восстания в Ярославле.
– Этот «зуд переименований» – чисто ярославская история или есть признаки того, то он накроет всю страну? Уже несколько лет обсуждают, например, переименование Волгограда в Сталинград.
– Не вижу, чтобы это было веяние федерального масштаба. Пока у нас всего два эпизода: Ростов и Тутаев. Волгоград/Сталинград – это другое, это абсолютно политическая история, она еще не закончилась и вполне может продолжаться дальше.
– Кому нужны эти переименования и для чего? Евраев так с жителями заигрывает?
– Переименование – это страшно муторный и сложный процесс, при котором вся система на дыбы встает. Даже чтобы улицу переименовать, нужно, чтобы кому-то очень сильно этого захотелось. Про населенные пункты я вообще не говорю. Поэтому никто без веских причин ни улицы, ни тем более города не переименовывает.
Тут не вопрос завоевания народной любви, а прагматичный подход. Насчет Тутаева ничего сказать не могу, наверное, в его переименовании тоже есть логика. Но с Ростовом Великим как раз всё ясно – там экономическая логика явно перевесила административную. Ярославская область хочет капитализировать возможности, которые у нее есть благодаря развитию внутреннего туризма. Ростов – это исторический город, часть Золотого кольца, так что, почему бы и нет? Если у нас во всех учебниках написано Ростов Великий – то это уже бренд, его нужно просто вернуть в информационное пространство, а дальше надо будет поработать над тем, чтобы накачать в него трафик. Но первый шаг – переименоваться.
– У нас и кроме Ярославской области много регионов, где развивают исторический туризм…
– В 90% случаев переименования связаны с как раз с историческими брендами. Посмотрите на города, которые упоминаются у нас в учебниках истории, и которые были переименованы в советское время и так и остались с советскими названиями – это тоже потенциальные кандидаты на смену названий. Но это будет специфическая история. Никто повально возвращать старые названия не будет.
И тут еще надо понимать, что у нас в стране взвешенный подход к этим вопросам. Мы, слава богу, избежали массового отказа от советских названий и избегаем всего остального. А вот на Украине, наоборот, безумие с переименованиями процветает. У нас этого нет, потому что система более стабильная.