Москва
13 марта 2013 | Архив

Эксперт: способно ли московское правительство соблюдать историко-культурное законодательство?

Сергей Собянин заявил, что мэрия будет передавать в частную собственность ветхие памятники архитектуры на условиях реставрации. Координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин полагает, что бояться приватизации объектов культурного наследия не стоит, однако надо понять – способно ли московское правительство добиваться исполнения планово-реставрационных заданий.

О готовности столичных властей продавать памятники архитектуры тем, кто готов их реставрировать, мэр Сергей Собянин заявил на выставке недвижимости MIPIM в Каннах. При этом подчеркнул, что объекты культурного наследия будут передаваться в частную собственность только после реставрации. Потенциального собственника обяжут предоставить банковскую гарантию целевого финансирования проекта. Таким образом власти Москвы надеются избежать перепродаж еще не отреставрированных объектов.

В Москве общая площадь ветхих зданий, имеющих историческую и культурную ценность, превышает миллион квадратных метров. Власти столицы ранее пытались решить эту проблему путем передачи памятников архитектуры в аренду за символическую плату – при условии реставрации.

Координатор общественного движения «Архнадзор» Рустам Рахматуллин считает, что главная опасность заключается не в самом факте продажи памятника архитектуры частному собственнику, а в отсутствии должного контроля государства за соблюдением охранных договоров.

«Вопрос в том, способен ли продавец соблюдать историко-культурное законодательство. В случае с культурным наследием, когда существует ограничение на право собственности, наложенное обществом в общественных интересах, продавец – это фигура своеобразная. Способно ли московское правительство добиваться соблюдения всех положений охранных договоров, добиваться исполнения планово-реставрационных заданий. Иными словами, когда правительство Москвы говорит о том, что оно готово что-то продавать, оно должно сказать - готово ли оно контролировать проданное. Страны, не прошедшие революцию, должны были в течение 20-го столетия разрабатывать ограничения частных прав на памятники, без исключения самого принципа частной собственности. Так что это абсолютно естественное положение. Бояться продажи культурных памятников не нужно, нужно бояться неспособности государства проконтролировать эту частную собственность. Мы создаем новую собственность и можем заранее создать чистые правила игры, это и нужно сделать», - сказал «Клубу Регионов» Рахматуллин.

Не менее важный момент, по его словам, чистота сделки: «Мораторий на приватизацию памятников культуры отменен федеральным законом в 2006г. Приватизация памятников за эти шесть лет продвинулась незначительно. Главным ограничением здесь является юридическая нечистота товара. Недостает очень многих документов, которые позволили бы добросовестным собственникам вступать в игру. Например, до сих пор не сформирован единый государственный реестр объектов культурного наследия. Количество сформированных территорий памятников минимально, количество определенных предметов охраны минимально. Я сейчас говорю про ситуацию на федеральном уровне. В Москве дело обстоит лучше, и с территориями, и с предметом охраны, но в любом случае этот процесс не завершен. Дело не в том, готово ли правительство Москвы продавать памятники, а в том, готовы ли покупатели их покупать».

Эксперт отмечает, что сотни рекомендованных в памятники зданий, прошедших государственную историко-культурную экспертизу с положительным результатом, до сих пор не включены в реестр. В связи с чем у наблюдателей возникает вопрос: какие категории памятников будут включены в планы приватизации?  

Версия для печати