Москва
14 ноября 2018

Жители: мэрия Москвы блокирует участие граждан в формировании городской среды

Недовольство реализацией властями Москвы проекта по строительству транспортно-пересадочного узла «Электрозаводская» выразили жители Семёновской набережной. По их словам, в изначальный проект были внесены изменения, которые предполагают снос зеленых насаждений и высотное строительство. Жители отмечают, что эти планы не способствуют повышению комфорта городской среды. По итогам обращения граждан в различные инстанции никаких мер принято не было. По мнению жителей, мэрия Москвы препятствует волеизъявлению граждан, блокирует любые механизмы их участия в формировании городской среды.

В редакцию «Клуба Регионов» обратились жители Семёновской набережной города Москвы. Они выражают недовольство реализацией городскими властями проекта по строительству транспортно-пересадочного узла «Электрозаводская».

Дело в том, что в 2016г. началось строительство транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Электрозаводская» как части будущего большого кольца метро. Притом что проект «большого кольца» является плановым развитием метро в Москве и не может дать кардинального повышения комфортности городской среды.

С перечнем ТПУ правительство Москвы определилось еще в 2011г. В составе объекта ТПУ «Электрозаводская» были указаны только «метро и станция железной дороги».

Благоустройство, проектирование плоскостного ТПУ и тем более высотное строительство в сроки 2016–2020гг. не заявлены.

Однако в 2014г. правительство Москвы принимает новое постановление и утверждает проект линии метрополитена Третий пересадочный контур от проектируемой станции «Нижняя Масловка» до проектируемой станции «Авиамоторная». В числе первых мероприятий – исключение из состава природного комплекса ЦАО Москвы участка («Сквер») под строительство ТПУ «Электрозаводская» площадью 1,46 га.

По словам жителей Семёновской набережной, фактически это единственная «зеленая зона» в 7 микрорайоне Басманного района. Кроме того, исследования показали, что в Басманном районе отсутствуют не только какие-либо сверхнормативные рекреационные ресурсы (как, например, в рядом расположенных Мещанском и Красносельском районах), но район имеет «критически низкие показатели обеспеченности и низкие показатели доступности территорий природного комплекса». Более того, ЦАО Москвы вообще не имеет резервных территорий для компенсации недостаточных рекреационных территорий.

В связи с этим граждане направили обращения в департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, Москомархитектуру, Мосгосстройнадзор, прокуратуру с просьбой исключить капитальную «коммерческую» застройку ТПУ, вернуть зеленые насаждения и благоустроить территорию бывшего «Сквера» после открытия станции метро «Рубцовская» (в составе ТПУ «Электрозаводская»). По словам авторов обращений, в ответ они получали только отписки.

По мере приближения сроков реализации проекта стало известно, что необходимого финансового обеспечения у города нет. Было решено использовать муниципально-частное партнерство. Как говорится в обращении жителей Семёновской набережной, такое партнерство предполагает, что частная компания (АО «Мосинжпроект») участвует собственными средствами и материально-технической базой в строительстве основного объекта ТПУ. При этом АО «Мосинжпроект» получает в собственность 100% «коммерческой части» ТПУ, то есть то, что можно построить «сверху». Соответственно, в собственность города переходят 100% «технологической части» ТПУ, то есть собственно метро и объекты его сопровождения.

Жители недоумевают, а как быть с федеральным законом о муниципально-частном партнерстве. Транспорт общего пользования может являться объектом соглашения по производству совместных работ, но за исключением объектов метрополитена. Однако, по мнению граждан, «мэрии Москвы такие детали не интересны и с помощью юридических лазеек мэрия уходит от соблюдения экологических норм».

Авторы обращения подчеркивают, что выявленные нарушения законодательства на стадии проектирования ТПУ «Электрозаводская» с учетом установленных Градостроительно-земельной комиссией предельных параметров застройки позволяют согласно Земельному кодексу говорить о ничтожности решения мэра в части предоставления ООО «ТПУ Электрозаводская» аренды земельного участка без проведения торгов.

При этом согласно Генплану Москвы территория ТПУ «Электрозаводская» целиком попадает в зону карстово-суффозионных процессов и подтопления. Категория потенциальной карстовой опасности: «весьма опасная».

Жители рядом расположенных домов уже реально ощутили на себе последствия производства объемных земляных работ. Например, корпус 6 по Семёновской набережной, 3/1 уже сейчас насчитывает не менее 30 внешне наблюдаемых дефектов несущих стен. Ряд установленных на стенах «протокольных маяков» имеет свежие трещины. По отзывам собственников жилья, на рынке продаж упала коммерческая привлекательность квартир.

В этих обстоятельствах требование указа о «создании механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличении доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30%» расценивается как насмешка.

За 2017–2018гг. инициативная группа граждан трижды безрезультатно встречалась с зампредседателя комитета по архитектуре и градостроительству Москвы Сорокиным по вопросам «коммерческой застройки» ТПУ «Электрозаводская».

Исходя из изложенных фактов жители Семёновской набережной делают выводы, что мэрия Москвы при попустительстве правительства РФ и федеральных надзорных органов сознательно препятствует волеизъявлению граждан, блокирует любые механизмы их участия в формировании городской среды. При этом деятельность внешне обставляется как забота о благополучии в целом, как грандиозные проекты развития города. Жители оценивают такую работу как срыв положений указа президента и требуют призвать к ответственности правительство Москвы.

Стоит сказать, что в рамках новых майских указов президента определены подходы к хозяйственной деятельности в местах проживания граждан. Важнейшими в сфере жилья и городской среды признаны: кардинальное повышение комфортности, создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, эффективное использования земель в целях массового жилищного строительства при условии сохранения и развития зеленого фонда и территорий, на которых располагаются природные объекты, имеющие экологическое, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. Разработано и законодательно утверждено даже количественное измерение комфортности среды, полученное в результате комплексной оценки показателей, характеризующих уровень комфорта проживания на соответствующей территории.

Версия для печати
Главное