Республика Крым
17 декабря 2019

Павел Зюзин: С открытием ж/д моста поток туристов из небогатых областных центров средней полосы перераспределится на Крым

Экспертно-аналитический центр «Юг» /ЮФО/ Экономист Павел Зюзин прогнозирует, как повлияет на экономику Крыма и Кубани запуск железнодорожного сообщения

Запуск железнодорожного сообщения по Крымском мосту, запланированный на 23–24 декабря 2019г., обеспечит регулярный грузопассажирский поток между материковой частью России и полуостровом. Каких изменений стоит ожидать в экономике и туризме, прогнозирует старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Павел Зюзин.

«Запуск железнодорожного сообщения с Крымом позволяет говорить об улучшении транспортной доступности местных портовых мощностей, портовых пунктов, которые в Крыму вынуждены были все это время функционировать на островном положении. Тот объем грузов, который поступает и уходит из этих портов, теперь может перераспределяться на железнодорожную сеть страны. Это первое. А второе и более важное – это, конечно, удешевление грузовой логистики по всем номенклатурам грузов. Это и строительные материалы, и товарно-хозяйственные грузы, и улучшение транспортной доступности местных логистических терминалов, обслуживающих население городов, в том числе там продуктовые базы и так далее. Все это должно привести к снижению цен на товары в Крыму.

Если говорить о перераспределении турпотоков, то нужно понимать, что железнодорожное сообщение на черноморские курорты из Центральной России – это наиболее бюджетный вариант. И когда Крым был отсечен, то бюджетные туристы устремлялись в Краснодарский край и транзитом через него в Абхазию. Сейчас с открытием моста и возобновлением бюджетного сообщения поток в Краснодарский край, который был из Поволжья, из небогатых областных центров Черноземья, из регионов к северу от Москвы, перераспределится на Крым.

Насколько серьезным будет разделение этого потока, зависит от роста цен на курорты Северного Кавказа и Краснодарского края, а также от уровня сервиса, который сейчас на краснодарских курортах, по крайней мере в Сочинской зоне, заметно выше, чем в Крыму. То есть бюджетный турист в любом случае переориентируется на Крым. При этом Краснодар сохранит в полном объеме зимний горнолыжный туризм, коим в Крыму, в общем-то, никто не занимается».

 Подготовлено экспертно-аналитическим центром «Юг»

Версия для печати
Москва
экономист

Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ