Путин:  губернаторы оказались в ловушке, точнее не они, а их бюджеты, но лучше бы их самих поместить в ловушку соответствующую
3 февраля 2021

Галина Кузнецова: Привлечь инвесторов в Крым могут либо суперльготы, либо принуждение со стороны Кремля

Экспертно-аналитический центр «Юг» /Крым/ Экономист Галина Кузнецова – о попытках Минэкономразвития РФ привлечь инвесторов в Крым с помощью создания «анонимных» особых экономических зон.

Привлекать инвесторов в Крым с помощью «конфиденциальных» особых административных районов предлагают в Минэкономразвития РФ. По мнению специалистов министерства, анонимность поможет инвесторам избежать западных санкций, а полуостров получит новые производства, инфраструктурные и туристические проекты. Минимальный объем инвестиций, необходимый для получения статуса участника ОАР, – 150 млн руб. Доцент кафедры мировой экономики РЭУ им. Плеханова Галина Кузнецова объясняет, почему найти инвесторов для Крыма – это очень сложная задача.

«Эти регионы достаточно привлекательны, но там очень много рисков и без зарубежных санкций. Воды нет, логистика развита очень слабо, порты Ялта и Керчь маломощные, дороги предназначены только для туризма, Крымский мост не резиновый, для промышленности нет ни ресурсов, ни базы. Даже виноградники там страдают от недостатка воды. Вроде с туризмом все прекрасно, но и тут есть беда с пандемией. Пока непонятно, сколько это все продлится, а соответственно, рассчитывать, что кто-то будет серьезно вкладываться в туризм, не приходится.

Идея Минэкономразвития, конечно, хороша, но все понимают, что Крым не Калининград и не Владивосток, куда инвесторы идут добровольно. Слишком большие риски. Есть два варианта развития событий с этой инициативой. Либо будут предложены такие суперльготы, что инвестор перестанет рассматривать другие точки притяжения: в России довольно много таких регионов, например Калужская область и Подмосковье. Либо федцентр начнет вынуждать олигархов вроде Ротенбергов и Вексельбергов, которые, конечно, вложатся и что-то в Крыму построят. Но это несвободный рынок и несвободная конкуренция».

Подготовлено экспертно-аналитическим центром «Юг»

Версия для печати
экономист

Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы факультета рыночных технологий Института отраслевого менеджмента РАНХиГС