Дмитрий Песков:  президент уже на протяжении ряда лет окунается в прорубь
11 декабря 2015

За все заплатят потребители – эксперты о последствиях работы «Платона» и действиях правительства

Фото: internovosti.ru

В правительстве отказываются переводить «Платон» в тестовый, «бесплатный» режим работы, несмотря на заявления производителей и ритейлеров о том, что сбои в работе системы приведут к повышению цен на продовольствие перед Новым годом. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что цены в этом случае повысятся лишь на «десятую долю процента». Опрошенные «Клубом Регионов» эксперты уверены, что повышение цен из-за «Платона» будет более ощутимым, если не в ближайшей, то в отдаленной перспективе – в любом случае «за все заплатят потребители».

Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что работа системы «Платон» практически не повлияет на цены на продовольствие. Таким образом он опроверг доводы товаропроизводителей и ритейлеров, которые в начале декабря обратились к правительству РФ с просьбой перевести «Платон» в тестовый режим и пока не взимать плату за проезд большегрузов по федеральным трассам.

В обращении к правительству говорилось, что система работает некорректно, многократно списывает плату за проезд одного участка, завышает километраж и так далее. Кроме того, отмечалось, что небольшие компании-перевозчики, которым не предоставили бортовых устройств отслеживания пути, не имеют средств для внесения предоплаты и вынуждены приостановить свою деятельность. В этих условиях возросла нагрузка на крупных перевозчиков, которые в итоге уже повысили тарифы в зависимости от региона от 20 до 100%, и все это, безусловно, приведет к повышению цен на потребительские товары перед Новым годом. В качестве альтернативы правительству предложили повысить акцизы на дизтопливо – якобы это в меньшей степени повлияет на ценообразование.

Дворкович, комментируя заявление ритейлеров и производителей, заявил: «Эффект от внедрения системы [«Платон»] на цены может быть, но минимальный, и по всем расчетам, по подавляющему большинству товаров речь идет о десятых долях процента. Мне кажется, что со стороны ряда компаний это похоже на оправдание повышения цен по другим причинам. Желание их повысить ввиду повышенного спроса перед Новым годом, а связать с внедрением системы», – сказал вице-премьер. Он подчеркнул, что ФАС будет подробно расследовать все случаи необоснованного повышения цен.

Комментируя заявления обеих сторон, ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного ранка рынка Евгений Иванов с уверенностью заявил: «За все заплатят потребители». «В истории России не было еще ни одного случая, чтобы за какое-то изобретение властей потребитель не заплатил прямо или косвенно», – подчеркнул он.

Иванов добавил: «Платон» будет очередным поводом для повышения цен. Но и методы борьбы с этим явлением давно известны – во всех отраслях необходим должный уровень конкуренции. Если этих ритейлеров будет очень много, ни один из них не сможет воспользоваться ситуацией и поднять цены слишком высоко. А кто, как не государство и общество, должен следить за должным уровнем конкуренции?».

Вместе с тем Иванов не сомневается в необходимости работы «Платона», но также настаивает не переводе его сначала в тестовый режим: «Во всех цивилизованных странах есть подобные системы. Они вводились в тестовом режиме, чтобы люди к ним привыкали, чтобы были устранены сбои, и этот период действовал довольно долго – от нескольких месяцев до нескольких лет. То, что у нас тестового режима не было, – это предел маразма». Иванов отметил также, что «Платон» запустили в «крайне неудачное время», в разгар деловой активности и перевозок. «Если уж вводить, так надо было это делать хотя бы с февраля», – считает он. «Я вообще молчу про величину сборов, штрафов и механизмов реализации. Все это надо было обсуждать», – добавил эксперт.

По мнению председателя аграрной комиссии заксобрания Омской области Степана Бонковского, введение системы «Платон» в долгосрочной перспективе будет способствовать повышению цен. «Однако и в доводах правительства есть своя логика. Сейчас для ритейлеров появился хороший повод подзаработать на предновогоднем ажиотаже, повысив цену. Потом они скажут: вот ввели систему «Платон» и сразу пошло удорожание продуктов. Я могу точно сказать, что повышение цен от введения «Платона» не может произойти так быстро, к Новому году. А если говорить о долгосрочных последствиях введения «Платона», то, на мой взгляд, ее стоит ввести пока в тестовом режиме. Чтобы апробировать саму систему, посчитать, какой будет экономический, а какой социальный эффект. Мы же видим, что уже сейчас есть дестабилизация, до сих пор не успокоились перевозчики. И их можно понять – недавно для них тахографы ввели, налоги постоянно повышаются и цены на ГСМ. То же касается и других граждан. Вот, по самым последним статистическим данным, за неполный 2015г. количество людей, находящихся за чертой бедности, увеличилось в России на 2,5 млн человек. Это плюс к тем 20 млн, которые уже считаются бедными. Для них любое подорожание продуктов существенно. С социальной точки зрения это очень опасно. Хотелось бы, чтобы государство нашло способы не допускать роста цен и решило проблему с «Платоном» не в ущерб самым незащищенным слоям населения», – сказал Бонковский в интервью «Клубу Регионов».

Член комиссии Общественной палаты РФ по развитию малого и среднего бизнеса, предприниматель из Кировской области Тахир Мамедов считает, что мнение правительства о том, что ритейлерам «только повод дай, и они повысят цены», отчасти справедливо. Вместе с тем он полагает, что объективная основа есть и в возражениях продавцов: «Разумеется, когда каждый километр стоит каких-то денег, это так или иначе сказывается на повышении себестоимости перевозимой продукции. Мы все ожидали увеличения цены на продукцию после введения подобного сбора, что и будет происходить. И никто не сомневается, что это взаимосвязанные вещи», – сказал член ОП.

Мамедов сообщил «Клубу Регионов», что вообще не понимает, почему «Платон» ввели именно сейчас. «Сегодня ситуация в экономике и без того напряженная, и без того многие предприниматели перебиваются с хлеба на воду. И в этой непростой ситуации вводят еще один сбор, тогда как на самом деле уже есть и транспортный налог, и другие сборы», – недоумевает эксперт. Впрочем, он не сомневается, что повышение топливных акцизов также приведет к заметному повышению продуктовых цен.

Версия для печати
Главное
Эксперты: основная интрига выборов губернатора Владимирской области – одобрит Кремль кандидатуру Орловой или нет
Трех кандидатов для участия в выборах губернатора Владимирской области рассматривают в КПРФ. В ЛДПР также заявили, что примут участие в выборах главы региона. По мнению экспертов, среди местных оппозиционных политиков никто не сможет составить конкуренцию действующему губернатору Светлане Орловой, если она пойдет на новый срок. В то же время они не исключают конкуренцию за право стать кандидатом в губернаторы внутри «Единой России». Наблюдатели также говорят о возможности смены Орловой на нового врио губернатора. Среди потенциальных сменщиков называют сенатора Антона Белякова. Политолог Евгений Полковников считает, что губернаторское будущее Орловой на 80% зависит от итогов выборов президента России.
Эксперты: сохранить прямые выборы мэра в Екатеринбурге будет непросто
По мнению губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева, главы городов, назначенные по конкурсу, работают эффективнее всенародно избранных мэров. При этом он добавил, что его позиция не должна отразиться на решении о форме проведения выборов мэров в Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, где мэры избираются населением. Эксперты отмечают, что практика не показала большей эффективности сити-менеджеров по сравнению с избранными мэрами. Политолог Дмитрий Орлов заявил, что в реформе местного самоуправления есть как свои плюсы, так и минусы. Его коллега Сергей Мошкин считает, что у свердловской областной власти есть все политические возможности, условия и желание ликвидировать прямые выборы в Екатеринбурге, а в Нижнем Тагиле гарантом сохранения этого института остается всенародно избранный глава Сергей Носов.
«Белкомур» позволит заработать регионам более триллиона рублей
Значимость реализации проекта «Белкомур» для северных регионов России не вызывает сомнений у специалистов. Известные политологи, экономисты и транспортники утверждают, что железная дорога изменит экономику регионов арктического пояса, позволит привлечь миллиардные инвестиции и создать тысячи рабочих мест. На реализации этого проекта сейчас активно настаивает губернатор Архангельской области Игорь Орлов, который при этом старается учесть интересы соседей – НАО и Мурманской области, заявляя «Белкомур» в качестве «общероссийского проекта». Большое значение «Белкомура» для развития экономики арктической зоны отмечает и председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов. А гендиректор «Белкомура» Владимир Щёлоков обратил внимание на исследования проекта экспертами, которые единогласно говорят о скорой окупаемости «Белкомура». Политолог Григорий Добромелов отмечает, что архангельский губернатор делает акцент на общероссийском значении «Белкомура»: «Орлов старается максимально привлечь внимание и максимально воспользоваться собственным ресурсом для того, чтобы этот проект, в конце концов, был реализован».