Экс-мэр Новгорода:  сегодня доходы не покрывают муниципальный долг, по сути, город – банкрот
16 декабря 2013

Губернаторам предложили больше полномочий

Предложены новые модели реформы местного самоуправления

Фото: news.mail.ru

Институт социально-экономических и политических исследований предложил две модели реформы местного самоуправления, предусматривающие, в частности, расширение полномочий губернаторов и отмену прямых выборов мэров. По мнению члена ОП РФ Леонида Давыдова, если позволить губернаторам назначать мэров, то получится устранить споры между ними. Вице-президент Ассоциации сельских поселений России Юрий Гурман уверен, что конфликты мэров с губернаторами «вполне цивилизованный способ сосуществования»: «Устойчивую работу политической системы можно обеспечить только в борьбе разных интересов».

Институт социально-экономических и политических исследований подготовил аналитическую записку, в которой предложил две модели реформы местного самоуправления, о необходимости которой в послании Федеральному Собранию говорил президент Владимир Путин.

Первая модель подразумевает переход к одноуровневой системе местного самоуправления. При этом статус МСУ сохраняют только городские и сельские поселения, а также внутригородские муниципальные образования. Главу территориального органа (нынешнего мэра) будет назначать губернатор. Глава будет отчитываться перед населением и депутатами МСУ, которые в случае возникновения претензий могут потребовать у губернатора его отставки. Гордумы и райсоветы предлагается упразднить, взамен появятся депутаты внутригородских муниципальных образований. На уровне местного самоуправления на прямых выборах будут избираться только депутаты, и уже они из своего числа выберут главу муниципального образования.

Согласно второй модели, в столицах регионов появятся муниципальные образования нового вида – так называемые «городские агломерации», сходные с моделью Москвы и Петербурга. Местное самоуправление в агломерации сохранится на уровне поселений, которые в нее вошли. Глав агломераций назначает губернатор, отозвать их может представительный орган или население по итогам ежегодных отчетов. Гордума сохранится, но не будет избираться: депутатов в нее делегируют муниципалитеты. Как и в первой модели, глава администрации местного самоуправления первого уровня будет избираться депутатами из своего числа.

При этом муниципальный фильтр на губернаторских выборах авторы предлагают сосредоточить на низовом уровне МСУ и уменьшить число необходимых подписей и территориальный охват.

Ряд глав регионов, по данным газеты «Коммерсант», с воодушевлением отнеслись к реформе МСУ. Среди них рязанский, белгородский, псковский и свердловский губернаторы.

И лидер «Справедливой России» Сергей Миронов в интервью «Клубу Регионов» заявил, что в области местного самоуправления действительно нужно навести порядок: «Механизмы должны быть отлажены, чтобы работать на благо людей, а не для удобства чиновников». Руководству городов-миллионников, по словам Миронова, необходимо думать о том, что происходит на муниципальном уровне, необходимо «воссоздавать районный уровень депутатского корпуса, районные советы»: «Главы районов должны избираться. Должны избираться все мэры и крупных, и небольших городов. И не нужны никакие сити-менеджеры».

Конфликтов губернаторов с мэрами можно избежать

По мнению председателя комиссии по региональному развитию и местному самоуправлению Общественной палаты РФ Леонида Давыдова, право на существование имеет каждая из представленных моделей. «Вариант, при котором мэр крупного города – это, условно говоря, региональный чиновник, наверное, правильный. А ниже, районы – они муниципальные, как в Москве и Петербурге», - сказал «Клубу Регионов» Давыдов. В любом случае реформа должна сопровождаться тем, «чтобы муниципалитеты получили реальные деньги под свои полномочия», считает эксперт: «Сейчас часто все упирается в то, что регион рулит. Потому что у него есть деньги, а в муниципалитетах их нет».

Если позволить губернаторам назначать мэров и отзывать их, то, по словам Давыдова, будут забыты споры между губернаторами и мэрами: «Конфликты происходят потому, что губернатор и мэр относятся к разным уровням власти. Они не находятся в состоянии соподчинения. Для рядовых граждан это, скорее, плохо, потому что война всегда дороже. А война между ними существует практически в каждом регионе либо в закрытой, либо в открытой форме».

В целом, по словам Давыдова, нагрузка на губернаторов при проведении любой модели муниципальной реформы особо не увеличится: «Главы регионов так и так этим занимаются, встречаются с мэрами. На них же падает не вся муниципальная составляющая. Реформа - это юридическое оформление сложившейся практики. По сути, сейчас все так и функционирует: муниципалитетами губернаторы занимаются непрерывно».

Эксперт: устойчивую работу политической системы можно обеспечить только в борьбе интересов

По большому счету все функции, которые сегодня исполняются на уровне района, это продолжение губернаторской власти, считает вице-президент Ассоциации сельских поселений России Юрий Гурман. «Диссонанс возникает, с одной стороны, потому что МСУ не входит в систему госвласти, а с другой стороны, у губернаторов нет своих рук, которыми они могли бы реализовывать собственные полномочия в территориях. И начинается дерготня, когда они вытягивают глав районов на аппаратные совещания к себе, дают указания. Поскольку прямого подчинения нет, пытаются выстраивать уродливую систему финансового взаимодействия, чтобы держать весь этот институт МСУ на коротком поводке. Этого не должно быть», - сказал Гурман «Клубу Регионов».

Что касается многочисленных конфликтов мэров с губернаторами в различных регионах, то, по мнению эксперта, это «вполне цивилизованный способ сосуществования»: «Устойчивую работу политической системы можно обеспечить только в борьбе разных интересов. Разделение властей для чего? У каждой ветви есть собственные представления о том, как должно развиваться общество. И в борьбе этих интересов получается золотая середина, куда движемся. Главное, чтобы система обеспечивала цивилизованное разрешение этих конфликтов». Кроме того, Гурман уверен, что, прежде чем начать реформу, необходимо «определить процесс выборов губернатора»: главы регионов должны выбираться в свободной политической конкуренции. Если это будет обеспечиваться, тогда, по словам эксперта, любая свобода в действиях губернатора от Федерации станет «вектором развития». 

Версия для печати