11 апреля 2014

Федцентр делится полномочиями

Чтобы сэкономить федеральный бюджет

В Госдуму внесен законопроект, предусматривающий возможность передачи части федеральных полномочий в регионы. Отвечать за исполнение федеральных полномочий в регионах будут губернаторы, которых в случае неэффективного выполнения возложенных обязанностей могут и уволить. «Клуб Регионов» поинтересовался у экспертов, для чего нужны эти нововведения.

Правительство внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий возможность переложить ответственность за исполнение федеральных полномочий на регионы.

Данный законопроект подчеркивает, что речь идет лишь о возможности «передачи функций федеральных органов исполнительной власти» соответствующим органам регионального уровня. Кроме того, отмечается, что вместе с полномочиями за регионами будут закрепляться и субвенции из федерального бюджета, необходимые регионам для исполнения переданных им федеральных полномочий.

«Клуб Регионов» попросил экспертов поделиться мнением, зачем федеральному центру нужен механизм передачи своих полномочий регионам.

Центр экономит федеральный бюджет в ущерб регионам

Директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ Павел Салин считает, что, передавая свои полномочия в регионы, федцентр стремится за счет регионов сэкономить свой бюджет: «Данная инициатива связана с тем, что ситуация в экономике и с бюджетом далеко не блестящая, и федеральный центр под лозунгом расширения полномочий регионов будет передавать часть своих обязанностей на более низкий уровень. При этом обязанностей будут передавать на десять рублей, а финансовых источников на рубль».

При этом политолог отметил, что даже несмотря на то, что вместе с передачей полномочий законопроект предусматривает и передачу финансовых средств, необходимых для их осуществления, федеральный центр найдет, как сэкономить свои средства: «На федеральном уровне сидят умные экономисты, поэтому я думаю, что там найдут способ минимизировать федеральные траты». «Если деньги на зарплату бюджетникам есть, то лучше платить их напрямую из федерального бюджета, чтобы они знали, от кого зависят. Если же полномочия передаются в регионы, то это значит, что там с финансированием проблемы», - резюмирует Салин.

Регионы должны сделать грязную работу

В свою очередь, директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор МГУ Наталья Зубаревич считает, что федцентр таким способом решил избавить себя от необходимости сокращения раздутого штата федеральных чиновников в регионах, переложив принятие непопулярных решений на плечи региональных властей: «Сама по себе передача полномочий федцентра в регионы – это нормально, потому что они сейчас сверхцентрализованны. Но дьявол как всегда кроется в деталях. Реальная задача федерального центра не столько передача полномочий, сколько фискальная - это попытка сократить расходы федерального бюджета. Те полномочия, которые будут переданы, – это в основном надзорные и природоохранные полномочия. В каждом регионе сидит огромное количество чиновников федеральных ведомств. Для оплаты их работы федеральный бюджет перечисляет регионам субвенции. Раздутые федеральные функции привели к тому, что число чиновников федеральных ведомств в среднем в 2-3 раза больше, чем число региональных чиновников. Это очень большие средства. Субвенции, передаваемые на выполнение федеральных полномочий, – это почти каждый пятый рубль всех трансфертов регионам. Федеральный центр мог бы сам подсокращать это количество чиновников, но сделал то, что он обычно делает. Эти функции будут переданы регионам вместе с фиксированным объемом субвенций, которые вряд ли будут увеличиваться. В результате регионы встанут перед задачей сокращения этого числа чиновников. Получается, что центр остается белым и пушистым».

Нужны не субвенции, а пересмотр системы налогообложения

Генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев также считает, что передача федеральных полномочий в регионы может пойти на пользу. «Передача полномочий в регионы необходима для того, чтобы сократить плечо решения. Когда нужно проходить несколько ступеней и идти за решением в Москву, решения могут не поспевать за событиями. Всем можно управлять из столицы, но решения будут постоянно опаздывать. Из региона решения принимаются быстрее», - говорит политолог.

Впрочем, как считает эксперт, при передаче полномочий регионам необходимо надежно обеспечить финансирование этих полномочий. «Здесь нужные не столько субвенции, сколько пересмотр самой налоговой системы. И речь не только о том, что в регионах нужно оставлять больше денег. Дело в том, что на местном и региональном уровне налоги в основном сложнособираемые, к тому же регионы не всегда умеют их собирать. Поэтому нужно оставить в субъектах самые простые налоги, то есть те, которые проще собирать». 

Версия для печати